Светлана Чернецова (volot_71) wrote in slav_drevnosti,
Светлана Чернецова
volot_71
slav_drevnosti

Categories:

Страсти по камню … или конец вечного покоя?

я 

_DSC0906
Вы думаете, что маленький г. Плёс – это река Волга, тишина и покой, Исаак Левитан с Софьей Кувшинниковой,  современные художники? Как бы не так…



Похоже, что прямо на наших глазах происходит совершенно грубое, исключительно волевое  разрушение исторически-сложившегося  образа заповедного города и насаждение искусственного имиджа Плёса, как  столицы некой «Потаённой России», о чём туристам и горожанам неоднократно напоминают громадные баннеры, развешанные по всему городу. Поводом к такому невероятному смещению культурно-исторического акцента послужила незатихающая история, связанная с уникальным  фактом  сохранения на одной из улиц города культового языческого камня фаллической формы.
_DSC0897

Этот камень долгие годы стоял на углу одного из жилых домов по ул. Ленина. Уже в  начале 90-х г.г. ХХ в. появлялись  публикации, относящие этот камень к категории языческих идолов. На территории Европейской части России плёсский камень – один из немногих сохранившихся памятников этой группы. В настоящий момент их известно не более десятка, причем два из них были вывезены с территории  Псковского музея немцами при отступлении во время Отечественной войны. Один из сохранившихся ближайших аналогов – так называемый Новгородский (Шекснинский) идол, найденный в 1893 г. при расчистке русла р. Шексны и ныне хранящийся в музее Новгорода Великого. От плёсского камня его отличает наличие  т.н. «личины» – высеченных глаза, рта и подбородка под шляпкой «гриба». Но, антропоморфный образ явно появился позднее, чем был сделан сам каменный фаллос.

Как объект культурного наследия плёсский культовый камень был описан и взят под охрану только летом 2011 года. Поскольку камень в основании Больничной горы долгое время был частью городского пейзажа Плёса – он прочно сросся с городской мифологией, историей и культурой. Был известен как местная достопримечательность, но в силу расположения его не в самом доступном месте туристами посещался не часто. Благодаря своей весьма недвусмысленной и крайне реалистичной  анатомической конфигурации он оброс массой амурных анекдотов и преданий. 

Летом 2011 года  Плесскому музею-заповеднику пришлось в срочном порядке вмешаться в ситуацию, связанную с фактом перемещения камня к зданию ювелирных мастерских «Алмаз-холдинга» (г. Плес, ул. Советская, 57/2), где он был установлен в качестве рекламы ювелирного магазина.
смешанные фото 028

Перемещение это проводилось с разрешения городской администрации Плёса, а обязанности председателя городского совета  Плёса в это время исполнял А.В. Шевцов.   По  факту  перемещения было заведено судебное дело. Истица – хозяйка дома, рядом с которым  находился камень, претендовала на него, как на свое имущество. Археолог музея-заповедника  Галина Панченко вступила в дело в качестве третьего лица с требованием передать камень на хранение в Плесский музей-заповедник, как объект культурного наследия, являющийся собственностью государства. В результате камень был помещен на постоянное хранение в Плесский музей-заповедник. Казалось, что уникальному памятнику, чудом сохранившемуся в заштатном тихом городке больше ничего не угрожает, но…

Этим летом Общественным советом по развитию Плёса, возглавляемым губернатором Ивановской области  М.А. Менем, было принято решение о передаче камня из фондов музея во временное пользование теперь уже  бизнесмену С.В. Шевцову (брату бывшего градоначальника) для установки его в новой, туристически-активной точке города  «Калашный ряд», рядом с рестораном «Печём-коптим». Самое большое удивление  в этой истории вызывает вопрос о том, полномочен ли, вообще, Общественный совет решать такие вопросы?

Несмотря на все попытки музея  отсрочить выполнение этого решения и соблюсти все меры безопасности для обеспечения сохранности уникального музейного предмета, передача состоялась. Камень установлен практически в центре города без серьёзного ограждения, под… навесом из досок. Вся охрана представлена камерой наблюдения, расположенной под крышей одного из ларьков «Калашного ряда», и скромным штакетником.

Уже в день установки памятника на новом месте редко кто из туристов отказался от возможности сфотографироваться на нём,  используя  форму камня во всех мыслимых и немыслимых вариантах позирования. В День города, говорят, народ здесь просто не слезал с него. В голове не укладывается происходящее...  Это уникальный памятник – его место в музее, а не рядом с сувенирными лотками, где он  используется как средство наживы. Инвентарный музейный номер на боковой поверхности камня только усиливает эмоциональные впечатления  от  нереальности происходящего.
Плёс вакх 2

Всё…! Туристам не до Левитана и не до потрясающих волжских пейзажей. Главный экспонат Плёса этого лета – камень! Там сейчас на каждом углу продаются майки и кружки с принтами камня в самом физиологически-удачном ракурсе с надписью "Камень любви», совершенно неисторическим названием, появившимся в городе за пару последних десятилетий на волне расцвета массового туризма.
DSCN0104

Вот интересно, почему мэру польского г. Кракова  (или же главе Краковского воеводства) не приходит в голову выставить где-нибудь на центральной площади знаменитый Збручский идол, хранящийся  в местном археологическом музее? Слов нет, насколько бы свободный доступ туристов к идолу и сама возможность  сфотографироваться с ним в различных фривольных позах обогатила бы городскую казну или конкретного предприимчивого дельца, сумевшего заполучить идола во временное пользование. Наверно это не происходит потому, что Краков – это не Плёс,  это Европа… Сложно представить, что там могут быть приняты такие решения, кардинально и скандально меняющие  исторический образ  города.
IMG_0002



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments