?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Ещё две фигурки из Велестино. Если внимательно рассматривать коллекцию, то получается, что сюжеты образованы несколькими парами фигурок. Эта, на мой взгляд, пара представляет некий космогонический рассказ о небесных светилах. Однако, представленный рассказ практически не иллюстрируется поздними текстами, поэтому для интерпретации фигурок может понадобится значительное число усилий большого числа специалистов. Попробуем задать вектор интерпретации.

Мы видим две интересных фигурки – льва, шагающего по звёздам, и коня с месяцем на голове. Вероятно, данные животные изображают небесные объекты, возможно, созвездия.



Начнём со льва. Это второй лев в велестинской коллекции. Если первого льва, гусляра, мы определили как Велеса, то почему бы не связать с ним и второго «царя зверей»? Этого не позволяет сделать ряд отличий второй фигурки льва.


Во-первых, автор фигурок придал, как и мы, большое значение гриве львов. Грива звёздного льва отличается от соломенной гривы гусляра.
На голове льва мы видим шесть проборов, которые разделяют семь линий закрученных волос. Данную «закрученность» также имеет воротник из двух линий волос и «хвост» гривы из пяти линий («косичек»). Помимо закрученной гривы на лице льва мы видим соединённые между собой бороду по овалу лица, усы, брови и завитки над бровями («уши»). Они выполнены в той же технике, что и волосы воротника: имитируют штриховкой скрученные волосы. В той же технике автор обрисовал ещё и губы. Эта штриховка отличается от точечного «пунктира», встречающегося на других фигурках и является уникальной в велестинском наборе.

Второе отличие звёздного льва – наличие подобия крыльев. Позади «косичек» на теле льва мы видим несколько изогнутых линий, которые схематически обозначают левое «крыло». Возможно это «крыло» лишь обозначение складок кожи или «рёбер» льва. Подобные рёбра видны на некоторых древнерусских рельефах грифонов. Однако самая ближняя к «косичкам» льва пара линий образует характерный для крыла угол крепления к телу. Второго льва отличает от гусляра также наличие хвоста.

Самыми невероятными атрибутами льва являются знаки. Во-первых, это две звезды между лапами. Звёзды образованы 9 короткими лучами и обе расположены на продолговатой основе, по которой шагает или за которую держится четырьмя лапами (как за ветку) лев. Второй знак очень чётко прорисован на заднем бедре фигурки – это косой крест, прочерченный острым предметом сверху вниз: сначала черта справа налево, затем слева направо. Косой крест слегка наклонён вправо, относительно вертикальной оси симметрии.

Что же это за лев? Увязывать его с Велесом нет никаких оснований. Кроме того, автор набора фигурок хотел различить этих львов, для чего наделил второго льва не только особыми отличительными чертами внешности, но и знаками.

Начнём с гривы. Её необычность в наличии воротника и «скрученности» волос. Имеются ли аналоги такого изображения льва? У скифов львы изображались с длинной гривой, иногда из «кудрей», но никогда эти кудри не делились на косички и, уж тем более, у гривы не было «воротника». Скифские львы более реалистичны. Этого нельзя сказать о львах белокаменной резьбы древнерусских соборов.



Здесь большое число львов, среди которых есть и львы с воротником (отличным от нашего льва и отделённого от гривы) и львы с пятью-шестью косичками и львы с бородкой в виде штриховки по овалу морды (но без усов). Здесь мы видим некоторую схожесть изображения гривы льва. Древнерусские львы окружают с двух сторон царя Давида «с гуслями». В нашей коллекции два льва также расположены друг к другу лицом, то есть находятся по разные стороны от главного центрального божества. Правда, древнерусские львы с косичками чаще всего смотрят слева направо, а звёздный лев из Велестино – справа налево.



Звёзды. Что означают эти звёзды? Их число не играет роли, так как автор нанёс их на свободное место, дабы обозначить ими путь льва. Вероятно, крылатый лев шествует по звёздному пути, то есть передвигается по небу, возможно, по млечному пути. Сразу возникает предположение, что наш лев – это созвездие Льва. Но это предположение очень сложно доказать ввиду отсутствия каких-либо источников на эту тему.



Самое раннее русское изображения созвездия льва находится в Изборнике XI века, но ничто не выдаёт в нём нашего льва. Созвездие в Изборнике (как и другие созвездия) обозначено восьмиконечной звёздой: четыре треугольных луча и четыре луча-линии. Это единственное что сближает изображение Изборника и фигурку из Велестино. Однако, рисунки созвездий Изборника восходят к греческому протографу или иллюстрируют его. Изображение звёзд соответствует переводу труда Птолемея, где говорится о 12 звёздах и их домах. У славян созвездие Льва не известно. Болгарский календарь (разновидность восточного) также не знает льва. Следовательно, перед нами не созвездие Льва.



Звёзды, изображённые между лап льва, имеют аналогии в черняховской керамике. Число лучей имеет лунно-солнечное объяснение. Б.А. Рыбаков приводит очень интересный сосуд со знаками из Черняхова, оставляя знаки без объяснения. Среди них имеются и 6-8 лучевые звёзды. Их 6. Они расположены вокруг круга в центре, из которого крестообразно выходит 4 луча. На сосуде имеются и другие календарные числа – 7, 9, 13, 33. Число 6 соответствует солнцу. Интересно, что знак креста с кругом в центре минимум дважды встречается на данном сосуде. В виде такого круга-креста был сложен жертвенник «храма Кия» в Киеве.



Крест. Здесь мы впервые встречаем не просто символический рисунок, а некий знак, руну. Этот знак, косой крест, имеет очень древнее происхождение. Мы встречаем косой крест на 12 камнях по пути на вершину горы Собутки, посвящённой летнему солнцестоянию (Ивана Купала). Мы встречаем косой крест в квадрате на ромашкинском календаре, на котором он обозначает день. Мы встречаем кресты среди знаков сосуда из Войскового. Двойной косой крест обозначает праздник Купала на лепесовском календаре. В конце концов, мы знаем букву «хер» в кириллическом алфавите. Подобные буквы есть в греческом алфавите и в футарке. Нет креста в болгарских рунах. Греческая буква имеет одинаковое звуковое значение с русским Х, а скандинавская руна – отличное.

Исходя из символического значения знака, мы можем заключить, что звёздный лев имеет солнечный характер. Мы также знаем, что славяне обозначали знаками имена богов и людей (надписи делались на идолах, изображавших их). Может ли косой крест иметь в отличие от звёзд и календарей буквенно-звуковое значение?

Исходя из культурно-языковой среды косой крест может иметь только соответствие звуку «х». Если же исходить из символического значения, то это может быть и «д» («день») и «с» («солнце»). Двойной рогатый косой крест встречается на черняховской керамике как знак. Вероятно, славянское звуковое значение возникло под влиянием греческого алфавита независимо от готских рун. Как известно, в храме Лепесовки было много греческой посуды с надписями. Ранние анты могли разработать собственное руническое письмо на основе греческого или использовать греческие буквы, как писал Черноризец Храбр, «без устроения». К примеру, верхняя полоса знаков на сосуде из Войскового имеет все шансы на звуковое чтение. При этом, в данном ряду знаков крест встречается и как косой крест и как косой крест с боковыми сторонами (2 треугольника, готская руна "день"). Значит, уже к IV веку крест имел не только символическое значение солнца, но и отдельное звуковое значение. У нас нет причин сомневаться в том, что косой крест означает звук «х».

Единственным божеством, которое может претендовать на обозначение буквой Х, является восточнославянский солнечный бог Хорс. Символ льва может обозначать его величие. В «Слове о полку Игореве» Хорс назван Великим. Крылатость льва может означать его небесную сущность. Звёздный путь может означать путь солнца по небу, а также восход (когда звёзды падают вниз) или путь «ночного солнца». Так как лев идёт, можно предположить, что это не восход, а путь Хорса, упоминаемый в «Слове». В «Слове» упомянут как раз ночной путь Хорса. Там сказано, что Всеслав в образе волка ночью «перерыскивал» путь Хорса. Возможно, употребление слова «перерыскивал» говорит о том, что и Хорс шёл по своему пути в зверином обличии. Только если ранее учёные полагали, что Хорс двигался на конях, то теперь мы можем сказать, что зооморфный образ Хорса – крылатый лев.



Честно говоря, никогда не доверял реконструкции образа «коней Хорса» мартыновского клада. К тому же, по древнерусской иконографии хорошо известен транспорт восходящего солнца – грифоны. С нашим львом их роднит крылатость. Однако, грифоны в русской традиции всегда были с орлиными головами. Так откуда же взялся крылатый лев?

Нужно сказать, что крылатый лев – это необычное для скифской или русской иконографии явление. Кроме того, необычной является витая, с проборами, грива льва и вообще растительность на голове. Антропологически звёздный лев отличается от других фигур. Это явно мелкие курчавые волосы, не характерные для европейцев. Крылатые зооморфные фигуры с древнейших времён характерны для Ближнего Востока. Не может ли наш звёздный лев иметь восточное происхождение?

На картинке зороастрийский Ахура-Мазда и крылатые антропоморфные львы.


Здесь мы выходим на известную концепцию о неславянском происхождении имени Хорса. Наиболее вероятным его происхождением является иранские языки. Одни учёные называют скифский язык, другие – аланский. Из них на разных этапах формирования восточного славянства (до Р.Х. или позже – на черняховском этапе) могло придти имя Хорса и само божество. Не случайно топонимика связывает Хорса с землями северян, чьё название также имеет иранское происхождение. Имя Хорса по-ирански означало Солнце.

Хорс – это важнейшее восточнославянское божество, стоявшее в пантеоне Владимира вторым после Перуна. В одном из поучений Хорс назван «жидовином», что может указывать, по мнению некоторых авторов, на хазарское происхождение бога. Однако, культ Хорса гораздо древнее хазарско-еврейского владычества над Киевом (иудеи пришли к власти в каганате в начале IX века). Если обозначение Хорса через иудаизм и имело какое-либо значение, то речь идёт о неславянском и восточном его происхождении. Хазары для русского летописца территориально тождественны греческим скифам. Вероятно, иудейская окрашенность Хорса указывает на территориальное происхождение Хорса – с востока. Отсюда и восточные антропологические черты. Вопрос: а как это согласуется с историческими реалиями VII века?

В VI-VII веках предки восточных славян, анты, имели непосредственные контакты с носителями иранского языка, ближневосточной антропологической группы, среди которых изображения крылатых животных было хорошо известно. Речь идёт о персах сасанидского Ирана. В середине VI века в землю союзных хазар и славян, по данным ранних арабских авторов, бежал персидский принц Джамасб, брат иранского шаха Хосрова I. Ант Дабрагез (Доброгаст) в составе византийского войска участвовал в тот же период (после 550 года) в военных действиях против персов. И, наконец, в осаде Константинополя в 626 году авары и славяне участвовали вместе с персами. В «Повести временных лет» по этому поводу упоминается персидский царь Хоздрой (Хосров II, убит в 628 году), противник византийского императора Ираклия (с 610 года). Таким образом, на протяжении 70 лет анты и персы имели постоянные дипломатические и военные контакты. Активных торговых контактов при этом не отмечено. Как это могло повлиять на культ Хорса? Ведь никто не рассматривает идею о том, что Хорс был заимствован у персов.

Монета иранского шаха Хосрова II Парвиза (591—628 гг.)


Прямые контакты антской и иранской знати могли сблизить их в религиозном плане. Известно, что восточнославянский пантеон (Владимира) имеет как минимум двух иранских божеств – Хорса и Семаргла. При этом, Сэнмурв (рус. Семаргл) – это очень распространённое в изобразительном плане сасанидское божество. Сэнмурв был известен скифскому искусству. Известен Сэнмурв и в русских землях (Гнездово, IX век). Факт религиозной близости мог стать основанием для религиозного обмена между антами и персами. Персидские правители, безусловно, были очень религиозны. Персы и славяне были огнепоклонниками и солнцепоклонниками. Это сближало.

Слова, однокоренные с именем Хорса употреблялись как в иранском, так и в славянском языках. Восточная область сасанидского государства называлась (и до сих пор называется) Хорасаном, что дословно означает «восход» или «откуда приходит солнце». Хорасан имел важное значение в сасанидском государстве, здесь правили вторые по старшинству правители династии. Джамасб мог рассказать об этой области. Кроме того, он мог описать антам свой путь из северного Ирана через Дербент и Хазарию в Причерноморье. Именно этот путь, веротяно, и назван в «Слове о полку Игореве» путём Хорса. Бог движется днём с востока на запад (то есть из Хорасана через Приазовье и Причерноморье по Дунаю), а ночью с запада на восток (под землёй?). В славянских землях этот путь отмечен названиями острова Хортица (древнерусский остров Хортич на Днепре) и реки-притока Днепра в его районе, горы Хоривицы в Киеве и племён хорватов (белые хорваты и хорваты). По этому пути в VI-VII веках славяне антской группировки вели свою экспансию на запад (по Дунаю и к морю - хорваты)и восток (набеги на Дербент и осада Тбилиси). Брат полянского патриарха Кия носил имя Хорива (в армянском варианте – Хореан), а племянник Джамасба носил имя Хормизд (его происхождение не связано с солнцем (от имени Ахура-Мазда), но созвучно с Хорсом). Эти факты могли повлиять на славянский культ Хорса.

Вместе с антропологическими чертами анты могли заимствовать у персов и некоторую иконографию, связанную со львами и солнцем. К примеру, в современном Ираке имеется город Хорсабад, который в древности был столицей Ассирии. Там найдены самые крупные изваяния крылатых зооморфных духов. Они в целом далеки от нашей фигурки, однако для ближневосточных изображений характерен тип волос, который мы видим у льва Хорса.

Изображение Гильгамеша со львом из Хорсабада с типичной манерой изображения волос


Из этих ассирийских изображений мы можем вывести и пунктирное изображение витых волос и витой воротник. Пунктирное изображение волос лица характерно и для сасанидских монет антского периода. На монете Хосрова II на реверсе изображены два льва с пунктирной бородой. На лицевой стороне изображён сам царь с пунктирной бородой и усами (круглый пунктир заполняет часть лица). Такая манера изображения волос отличается и от византийских монет и от германских брактеатов VI-VII вв.

Лев – излюбленное животное восточной иконографии. В сасанидский период можно встретить светильники в виде фигурки льва, а в древнем Ереване в храме огня имеется фреска, на которой божество путешествует стоя верхом на льве.

Понимание льва как средства передвижения солнечного божества – это зороастрийский мотив. Известны изображения разных эпох на которых ближневосточные божества путешествуют стоя верхом на льве. В частности, есть такие изображения богини Иштар и бога Митры.


В римском культе Митра изображался, вообще, крылатым с головой льва и на шаре. Некоторые называют изображенние крылатого льва на шаре с крестом богом Зерваном.



Соответствующие мотивы льва-солнца имеются и в египетской и хеттской иконографии. (http://www.biblicalstudies.ru/Books/Podosinov4.html ) Таким образом, лев-солнце – это вполне вероятный мифологический образ, который вместе с другими иранскими элементами мог быть заимствован антами.

Здесь нужно сделать лингвистическое отступление. Имеется две точки зрения на заимствование имени Хорса у иранцев. Скифская версия связана с именем Колаксая, которое тождественно восточно-иранскому Хораксаю. Из имени скифского имени Колаксая предки северян не могли заимствовать корень «хор». Тем более, что в восточнославянской государственной лексике сохранился именно скифский корень «коло», а не тождественный ему корень «хор». Так сын антского вождя Идара (середина VI века) носил имя Келагаста (калька с имени Колаксая). Зимнее княжеское полюдье, называвшееся на славянском ещё «кружением» (калька у Константина Багрянородного, Х век) также, видимо, было связано с корнем «коло», так как в ПВЛ соседние с полянами племена названы «окольними», а придворный чин, связанный с организацией полюдья в Древней Руси, назвался окольничий. Да и сами скифы назвали свои племена «сколотами».

Вероятно, заимствование имени Хорса, действительно, произошло позже от сармато-алан, хотя сам культ солнца известен со скифского времени. Вероятно, антско-персидские контакты во второй половине VI – первой четверти VII века привели к закреплению имени и культа Хорса у восточных славян и распространению его среди антской военной верхушки. Именно к этому времени (конец VI – первая половина VII века), видимо, относится и создание велестинской коллекции. То, что антско-персидские контакты были исторически кратковременны и территориально ограниченны, повлияло на локальность культа Хорса (поляне, северяне, киевские русы, возможно болгары и хорваты). Благодаря гуслярам антский Хорс попал в Велестино, но образ льва-солнца не стал популярным в дальнейшем, хотя изображение льва с «косичками» распространилось в русской иконографии.

Зато точно можно утверждать, что «кони Хорса» мартыновского клада никакого отношения к Хорсу не имеют. Парадоксально, но конь в велестинской коллекции связан не солнцем, а с месяцем.

Это вторая фигурка, которую, сюжетно хотелось бы объединить с львом-солнцем. О ней можно сказать лишь то, что она изображает неизвестное животное – коня с турьими рогами и козлиным хвостом.



То, что перед нами конь, следует из рисунка головы, неестественно повёрнутой к нам так, что мы видим два глаза, две ноздри и две стороны гривы. Конскими можно признать и копыта. Конь немного припадает вперёд, как и конь солнечного всадника из веслестинской коллекции, и имеет короткий крючкообразный хвост.

К шее коня примыкает неестественно отделённая от головы пара ушей и рога. Вместе они образуют «подушку» из ушей, на которой покоится «месяц», загнутый рогами вверх. По центру рогов мы видим небольшой лежащий ромб, который возможно имеет некоторое символическое значение. Подобный ромб имеется на фигурке волка с отрытой пастью из села Скибинцы (Украины).

Очень удивительным является отождествление коня (солнечного символа) с луной. Между тем, славянам были присущи такие представления. В болгарском фольклоре звёзды – это кони, привязанные к небесному столбу – полярной звезде. Или Большая Медведица понималась как конь. В. Пропп описывает следующую особенность облика коня в русской волшебной сказке: у него «по бокам часты звезды, во лбу ясный месяц». В «Ригведе» небо сравнивается с конем, украшенным жемчугами. Пропп считает, что в образе коня-луны есть что-то натянутое, искусственное, и встречается он редко. Конь-луна из Велестино является иллюстрацией к русским сказкам: во лбу у него изображён месяц, а на груди и сбоку – звёздные точки. Изображение месяца выполнено, между прочим, в характерном для сасанидской традиции стиле. Такие месяцы встречаются на сасанидских монетах и в царской символике. Изображение месяца чаще всего сопровождается изображением четырёх, шести и восьми лучевых звёзд (одной звезды – Венеры или Солнца? – символ небесной свадьбы). На Ближнем Востоке известны фигурки «коньков» с лунными рогами, однако, эти фигурки изображают крылатых козлов.

P.S. Спасибо за важную деталь. Автор фигурок во всех случаях тщательно прорисовал копыта у фигурок животных. Копыта у этой фигурки раздвоены, что не может указывать на лошадь. Скорее, это козлиные копыта, как и хвост.
В связи с этим приведу изображение крылатого "конька"-козла из Луристана (Западный Иран)

А также козлиная тема в культе Митры - изображение Митры с козлиными ногами из Модены - http://www.chronologia.org/xpon3/im/dopoln/3dp-09.jpg


Луна и Солнце традиционно являются объектами почитания. Если доверять В.Н. Татищеву, то и у киевлян Луна и Солнце, как природные объекты, были обожествляемы. Кирилл Туровский (XII в.) пишет, обличая язычников: «Не нарицайте себе бога ни на земле, ни в реке, ни в студенцах, ни в птицах, ни в воздусе, ни в солнце, ни в луне, ни в камени». Велестинская коллекция даёт нам два необычных образа Солнца и Луны, разгадать которые можно лишь в ходе длительной и кропотливой работы лингвистов, археологов, фольклористов и исследователей письменности.

Comments

boozsel
24 фев, 2011 20:52 (UTC)
Нельзя учесть всего многообразия неизвестности. - согласен