?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Ещё две фигурки из Велестино. Если внимательно рассматривать коллекцию, то получается, что сюжеты образованы несколькими парами фигурок. Эта, на мой взгляд, пара представляет некий космогонический рассказ о небесных светилах. Однако, представленный рассказ практически не иллюстрируется поздними текстами, поэтому для интерпретации фигурок может понадобится значительное число усилий большого числа специалистов. Попробуем задать вектор интерпретации.

Мы видим две интересных фигурки – льва, шагающего по звёздам, и коня с месяцем на голове. Вероятно, данные животные изображают небесные объекты, возможно, созвездия.



Начнём со льва. Это второй лев в велестинской коллекции. Если первого льва, гусляра, мы определили как Велеса, то почему бы не связать с ним и второго «царя зверей»? Этого не позволяет сделать ряд отличий второй фигурки льва.


Во-первых, автор фигурок придал, как и мы, большое значение гриве львов. Грива звёздного льва отличается от соломенной гривы гусляра.
На голове льва мы видим шесть проборов, которые разделяют семь линий закрученных волос. Данную «закрученность» также имеет воротник из двух линий волос и «хвост» гривы из пяти линий («косичек»). Помимо закрученной гривы на лице льва мы видим соединённые между собой бороду по овалу лица, усы, брови и завитки над бровями («уши»). Они выполнены в той же технике, что и волосы воротника: имитируют штриховкой скрученные волосы. В той же технике автор обрисовал ещё и губы. Эта штриховка отличается от точечного «пунктира», встречающегося на других фигурках и является уникальной в велестинском наборе.

Второе отличие звёздного льва – наличие подобия крыльев. Позади «косичек» на теле льва мы видим несколько изогнутых линий, которые схематически обозначают левое «крыло». Возможно это «крыло» лишь обозначение складок кожи или «рёбер» льва. Подобные рёбра видны на некоторых древнерусских рельефах грифонов. Однако самая ближняя к «косичкам» льва пара линий образует характерный для крыла угол крепления к телу. Второго льва отличает от гусляра также наличие хвоста.

Самыми невероятными атрибутами льва являются знаки. Во-первых, это две звезды между лапами. Звёзды образованы 9 короткими лучами и обе расположены на продолговатой основе, по которой шагает или за которую держится четырьмя лапами (как за ветку) лев. Второй знак очень чётко прорисован на заднем бедре фигурки – это косой крест, прочерченный острым предметом сверху вниз: сначала черта справа налево, затем слева направо. Косой крест слегка наклонён вправо, относительно вертикальной оси симметрии.

Что же это за лев? Увязывать его с Велесом нет никаких оснований. Кроме того, автор набора фигурок хотел различить этих львов, для чего наделил второго льва не только особыми отличительными чертами внешности, но и знаками.

Начнём с гривы. Её необычность в наличии воротника и «скрученности» волос. Имеются ли аналоги такого изображения льва? У скифов львы изображались с длинной гривой, иногда из «кудрей», но никогда эти кудри не делились на косички и, уж тем более, у гривы не было «воротника». Скифские львы более реалистичны. Этого нельзя сказать о львах белокаменной резьбы древнерусских соборов.



Здесь большое число львов, среди которых есть и львы с воротником (отличным от нашего льва и отделённого от гривы) и львы с пятью-шестью косичками и львы с бородкой в виде штриховки по овалу морды (но без усов). Здесь мы видим некоторую схожесть изображения гривы льва. Древнерусские львы окружают с двух сторон царя Давида «с гуслями». В нашей коллекции два льва также расположены друг к другу лицом, то есть находятся по разные стороны от главного центрального божества. Правда, древнерусские львы с косичками чаще всего смотрят слева направо, а звёздный лев из Велестино – справа налево.



Звёзды. Что означают эти звёзды? Их число не играет роли, так как автор нанёс их на свободное место, дабы обозначить ими путь льва. Вероятно, крылатый лев шествует по звёздному пути, то есть передвигается по небу, возможно, по млечному пути. Сразу возникает предположение, что наш лев – это созвездие Льва. Но это предположение очень сложно доказать ввиду отсутствия каких-либо источников на эту тему.



Самое раннее русское изображения созвездия льва находится в Изборнике XI века, но ничто не выдаёт в нём нашего льва. Созвездие в Изборнике (как и другие созвездия) обозначено восьмиконечной звёздой: четыре треугольных луча и четыре луча-линии. Это единственное что сближает изображение Изборника и фигурку из Велестино. Однако, рисунки созвездий Изборника восходят к греческому протографу или иллюстрируют его. Изображение звёзд соответствует переводу труда Птолемея, где говорится о 12 звёздах и их домах. У славян созвездие Льва не известно. Болгарский календарь (разновидность восточного) также не знает льва. Следовательно, перед нами не созвездие Льва.



Звёзды, изображённые между лап льва, имеют аналогии в черняховской керамике. Число лучей имеет лунно-солнечное объяснение. Б.А. Рыбаков приводит очень интересный сосуд со знаками из Черняхова, оставляя знаки без объяснения. Среди них имеются и 6-8 лучевые звёзды. Их 6. Они расположены вокруг круга в центре, из которого крестообразно выходит 4 луча. На сосуде имеются и другие календарные числа – 7, 9, 13, 33. Число 6 соответствует солнцу. Интересно, что знак креста с кругом в центре минимум дважды встречается на данном сосуде. В виде такого круга-креста был сложен жертвенник «храма Кия» в Киеве.



Крест. Здесь мы впервые встречаем не просто символический рисунок, а некий знак, руну. Этот знак, косой крест, имеет очень древнее происхождение. Мы встречаем косой крест на 12 камнях по пути на вершину горы Собутки, посвящённой летнему солнцестоянию (Ивана Купала). Мы встречаем косой крест в квадрате на ромашкинском календаре, на котором он обозначает день. Мы встречаем кресты среди знаков сосуда из Войскового. Двойной косой крест обозначает праздник Купала на лепесовском календаре. В конце концов, мы знаем букву «хер» в кириллическом алфавите. Подобные буквы есть в греческом алфавите и в футарке. Нет креста в болгарских рунах. Греческая буква имеет одинаковое звуковое значение с русским Х, а скандинавская руна – отличное.

Исходя из символического значения знака, мы можем заключить, что звёздный лев имеет солнечный характер. Мы также знаем, что славяне обозначали знаками имена богов и людей (надписи делались на идолах, изображавших их). Может ли косой крест иметь в отличие от звёзд и календарей буквенно-звуковое значение?

Исходя из культурно-языковой среды косой крест может иметь только соответствие звуку «х». Если же исходить из символического значения, то это может быть и «д» («день») и «с» («солнце»). Двойной рогатый косой крест встречается на черняховской керамике как знак. Вероятно, славянское звуковое значение возникло под влиянием греческого алфавита независимо от готских рун. Как известно, в храме Лепесовки было много греческой посуды с надписями. Ранние анты могли разработать собственное руническое письмо на основе греческого или использовать греческие буквы, как писал Черноризец Храбр, «без устроения». К примеру, верхняя полоса знаков на сосуде из Войскового имеет все шансы на звуковое чтение. При этом, в данном ряду знаков крест встречается и как косой крест и как косой крест с боковыми сторонами (2 треугольника, готская руна "день"). Значит, уже к IV веку крест имел не только символическое значение солнца, но и отдельное звуковое значение. У нас нет причин сомневаться в том, что косой крест означает звук «х».

Единственным божеством, которое может претендовать на обозначение буквой Х, является восточнославянский солнечный бог Хорс. Символ льва может обозначать его величие. В «Слове о полку Игореве» Хорс назван Великим. Крылатость льва может означать его небесную сущность. Звёздный путь может означать путь солнца по небу, а также восход (когда звёзды падают вниз) или путь «ночного солнца». Так как лев идёт, можно предположить, что это не восход, а путь Хорса, упоминаемый в «Слове». В «Слове» упомянут как раз ночной путь Хорса. Там сказано, что Всеслав в образе волка ночью «перерыскивал» путь Хорса. Возможно, употребление слова «перерыскивал» говорит о том, что и Хорс шёл по своему пути в зверином обличии. Только если ранее учёные полагали, что Хорс двигался на конях, то теперь мы можем сказать, что зооморфный образ Хорса – крылатый лев.



Честно говоря, никогда не доверял реконструкции образа «коней Хорса» мартыновского клада. К тому же, по древнерусской иконографии хорошо известен транспорт восходящего солнца – грифоны. С нашим львом их роднит крылатость. Однако, грифоны в русской традиции всегда были с орлиными головами. Так откуда же взялся крылатый лев?

Нужно сказать, что крылатый лев – это необычное для скифской или русской иконографии явление. Кроме того, необычной является витая, с проборами, грива льва и вообще растительность на голове. Антропологически звёздный лев отличается от других фигур. Это явно мелкие курчавые волосы, не характерные для европейцев. Крылатые зооморфные фигуры с древнейших времён характерны для Ближнего Востока. Не может ли наш звёздный лев иметь восточное происхождение?

На картинке зороастрийский Ахура-Мазда и крылатые антропоморфные львы.


Здесь мы выходим на известную концепцию о неславянском происхождении имени Хорса. Наиболее вероятным его происхождением является иранские языки. Одни учёные называют скифский язык, другие – аланский. Из них на разных этапах формирования восточного славянства (до Р.Х. или позже – на черняховском этапе) могло придти имя Хорса и само божество. Не случайно топонимика связывает Хорса с землями северян, чьё название также имеет иранское происхождение. Имя Хорса по-ирански означало Солнце.

Хорс – это важнейшее восточнославянское божество, стоявшее в пантеоне Владимира вторым после Перуна. В одном из поучений Хорс назван «жидовином», что может указывать, по мнению некоторых авторов, на хазарское происхождение бога. Однако, культ Хорса гораздо древнее хазарско-еврейского владычества над Киевом (иудеи пришли к власти в каганате в начале IX века). Если обозначение Хорса через иудаизм и имело какое-либо значение, то речь идёт о неславянском и восточном его происхождении. Хазары для русского летописца территориально тождественны греческим скифам. Вероятно, иудейская окрашенность Хорса указывает на территориальное происхождение Хорса – с востока. Отсюда и восточные антропологические черты. Вопрос: а как это согласуется с историческими реалиями VII века?

В VI-VII веках предки восточных славян, анты, имели непосредственные контакты с носителями иранского языка, ближневосточной антропологической группы, среди которых изображения крылатых животных было хорошо известно. Речь идёт о персах сасанидского Ирана. В середине VI века в землю союзных хазар и славян, по данным ранних арабских авторов, бежал персидский принц Джамасб, брат иранского шаха Хосрова I. Ант Дабрагез (Доброгаст) в составе византийского войска участвовал в тот же период (после 550 года) в военных действиях против персов. И, наконец, в осаде Константинополя в 626 году авары и славяне участвовали вместе с персами. В «Повести временных лет» по этому поводу упоминается персидский царь Хоздрой (Хосров II, убит в 628 году), противник византийского императора Ираклия (с 610 года). Таким образом, на протяжении 70 лет анты и персы имели постоянные дипломатические и военные контакты. Активных торговых контактов при этом не отмечено. Как это могло повлиять на культ Хорса? Ведь никто не рассматривает идею о том, что Хорс был заимствован у персов.

Монета иранского шаха Хосрова II Парвиза (591—628 гг.)


Прямые контакты антской и иранской знати могли сблизить их в религиозном плане. Известно, что восточнославянский пантеон (Владимира) имеет как минимум двух иранских божеств – Хорса и Семаргла. При этом, Сэнмурв (рус. Семаргл) – это очень распространённое в изобразительном плане сасанидское божество. Сэнмурв был известен скифскому искусству. Известен Сэнмурв и в русских землях (Гнездово, IX век). Факт религиозной близости мог стать основанием для религиозного обмена между антами и персами. Персидские правители, безусловно, были очень религиозны. Персы и славяне были огнепоклонниками и солнцепоклонниками. Это сближало.

Слова, однокоренные с именем Хорса употреблялись как в иранском, так и в славянском языках. Восточная область сасанидского государства называлась (и до сих пор называется) Хорасаном, что дословно означает «восход» или «откуда приходит солнце». Хорасан имел важное значение в сасанидском государстве, здесь правили вторые по старшинству правители династии. Джамасб мог рассказать об этой области. Кроме того, он мог описать антам свой путь из северного Ирана через Дербент и Хазарию в Причерноморье. Именно этот путь, веротяно, и назван в «Слове о полку Игореве» путём Хорса. Бог движется днём с востока на запад (то есть из Хорасана через Приазовье и Причерноморье по Дунаю), а ночью с запада на восток (под землёй?). В славянских землях этот путь отмечен названиями острова Хортица (древнерусский остров Хортич на Днепре) и реки-притока Днепра в его районе, горы Хоривицы в Киеве и племён хорватов (белые хорваты и хорваты). По этому пути в VI-VII веках славяне антской группировки вели свою экспансию на запад (по Дунаю и к морю - хорваты)и восток (набеги на Дербент и осада Тбилиси). Брат полянского патриарха Кия носил имя Хорива (в армянском варианте – Хореан), а племянник Джамасба носил имя Хормизд (его происхождение не связано с солнцем (от имени Ахура-Мазда), но созвучно с Хорсом). Эти факты могли повлиять на славянский культ Хорса.

Вместе с антропологическими чертами анты могли заимствовать у персов и некоторую иконографию, связанную со львами и солнцем. К примеру, в современном Ираке имеется город Хорсабад, который в древности был столицей Ассирии. Там найдены самые крупные изваяния крылатых зооморфных духов. Они в целом далеки от нашей фигурки, однако для ближневосточных изображений характерен тип волос, который мы видим у льва Хорса.

Изображение Гильгамеша со львом из Хорсабада с типичной манерой изображения волос


Из этих ассирийских изображений мы можем вывести и пунктирное изображение витых волос и витой воротник. Пунктирное изображение волос лица характерно и для сасанидских монет антского периода. На монете Хосрова II на реверсе изображены два льва с пунктирной бородой. На лицевой стороне изображён сам царь с пунктирной бородой и усами (круглый пунктир заполняет часть лица). Такая манера изображения волос отличается и от византийских монет и от германских брактеатов VI-VII вв.

Лев – излюбленное животное восточной иконографии. В сасанидский период можно встретить светильники в виде фигурки льва, а в древнем Ереване в храме огня имеется фреска, на которой божество путешествует стоя верхом на льве.

Понимание льва как средства передвижения солнечного божества – это зороастрийский мотив. Известны изображения разных эпох на которых ближневосточные божества путешествуют стоя верхом на льве. В частности, есть такие изображения богини Иштар и бога Митры.


В римском культе Митра изображался, вообще, крылатым с головой льва и на шаре. Некоторые называют изображенние крылатого льва на шаре с крестом богом Зерваном.



Соответствующие мотивы льва-солнца имеются и в египетской и хеттской иконографии. (http://www.biblicalstudies.ru/Books/Podosinov4.html ) Таким образом, лев-солнце – это вполне вероятный мифологический образ, который вместе с другими иранскими элементами мог быть заимствован антами.

Здесь нужно сделать лингвистическое отступление. Имеется две точки зрения на заимствование имени Хорса у иранцев. Скифская версия связана с именем Колаксая, которое тождественно восточно-иранскому Хораксаю. Из имени скифского имени Колаксая предки северян не могли заимствовать корень «хор». Тем более, что в восточнославянской государственной лексике сохранился именно скифский корень «коло», а не тождественный ему корень «хор». Так сын антского вождя Идара (середина VI века) носил имя Келагаста (калька с имени Колаксая). Зимнее княжеское полюдье, называвшееся на славянском ещё «кружением» (калька у Константина Багрянородного, Х век) также, видимо, было связано с корнем «коло», так как в ПВЛ соседние с полянами племена названы «окольними», а придворный чин, связанный с организацией полюдья в Древней Руси, назвался окольничий. Да и сами скифы назвали свои племена «сколотами».

Вероятно, заимствование имени Хорса, действительно, произошло позже от сармато-алан, хотя сам культ солнца известен со скифского времени. Вероятно, антско-персидские контакты во второй половине VI – первой четверти VII века привели к закреплению имени и культа Хорса у восточных славян и распространению его среди антской военной верхушки. Именно к этому времени (конец VI – первая половина VII века), видимо, относится и создание велестинской коллекции. То, что антско-персидские контакты были исторически кратковременны и территориально ограниченны, повлияло на локальность культа Хорса (поляне, северяне, киевские русы, возможно болгары и хорваты). Благодаря гуслярам антский Хорс попал в Велестино, но образ льва-солнца не стал популярным в дальнейшем, хотя изображение льва с «косичками» распространилось в русской иконографии.

Зато точно можно утверждать, что «кони Хорса» мартыновского клада никакого отношения к Хорсу не имеют. Парадоксально, но конь в велестинской коллекции связан не солнцем, а с месяцем.

Это вторая фигурка, которую, сюжетно хотелось бы объединить с львом-солнцем. О ней можно сказать лишь то, что она изображает неизвестное животное – коня с турьими рогами и козлиным хвостом.



То, что перед нами конь, следует из рисунка головы, неестественно повёрнутой к нам так, что мы видим два глаза, две ноздри и две стороны гривы. Конскими можно признать и копыта. Конь немного припадает вперёд, как и конь солнечного всадника из веслестинской коллекции, и имеет короткий крючкообразный хвост.

К шее коня примыкает неестественно отделённая от головы пара ушей и рога. Вместе они образуют «подушку» из ушей, на которой покоится «месяц», загнутый рогами вверх. По центру рогов мы видим небольшой лежащий ромб, который возможно имеет некоторое символическое значение. Подобный ромб имеется на фигурке волка с отрытой пастью из села Скибинцы (Украины).

Очень удивительным является отождествление коня (солнечного символа) с луной. Между тем, славянам были присущи такие представления. В болгарском фольклоре звёзды – это кони, привязанные к небесному столбу – полярной звезде. Или Большая Медведица понималась как конь. В. Пропп описывает следующую особенность облика коня в русской волшебной сказке: у него «по бокам часты звезды, во лбу ясный месяц». В «Ригведе» небо сравнивается с конем, украшенным жемчугами. Пропп считает, что в образе коня-луны есть что-то натянутое, искусственное, и встречается он редко. Конь-луна из Велестино является иллюстрацией к русским сказкам: во лбу у него изображён месяц, а на груди и сбоку – звёздные точки. Изображение месяца выполнено, между прочим, в характерном для сасанидской традиции стиле. Такие месяцы встречаются на сасанидских монетах и в царской символике. Изображение месяца чаще всего сопровождается изображением четырёх, шести и восьми лучевых звёзд (одной звезды – Венеры или Солнца? – символ небесной свадьбы). На Ближнем Востоке известны фигурки «коньков» с лунными рогами, однако, эти фигурки изображают крылатых козлов.

P.S. Спасибо за важную деталь. Автор фигурок во всех случаях тщательно прорисовал копыта у фигурок животных. Копыта у этой фигурки раздвоены, что не может указывать на лошадь. Скорее, это козлиные копыта, как и хвост.
В связи с этим приведу изображение крылатого "конька"-козла из Луристана (Западный Иран)

А также козлиная тема в культе Митры - изображение Митры с козлиными ногами из Модены - http://www.chronologia.org/xpon3/im/dopoln/3dp-09.jpg


Луна и Солнце традиционно являются объектами почитания. Если доверять В.Н. Татищеву, то и у киевлян Луна и Солнце, как природные объекты, были обожествляемы. Кирилл Туровский (XII в.) пишет, обличая язычников: «Не нарицайте себе бога ни на земле, ни в реке, ни в студенцах, ни в птицах, ни в воздусе, ни в солнце, ни в луне, ни в камени». Велестинская коллекция даёт нам два необычных образа Солнца и Луны, разгадать которые можно лишь в ходе длительной и кропотливой работы лингвистов, археологов, фольклористов и исследователей письменности.

Comments

( 14 комментариев — Оставить комментарий )
wolk28
23 фев, 2011 11:33 (UTC)
А по-моему Конь - это козёл. Копыта раздвоены и хвостик козлиный. Я уж молчу про рога
boozsel
23 фев, 2011 12:55 (UTC)
Да, спасибо. Копыта я не углядел сразу. Действительно, козлиные копыта. Я сомневался, что хвост стилизован, но автор в отличие от других крючковатых хвостов показал на этом хвосте волосы, то есть это козлиный хвост.

Но голова никак не козлиная! И рога не козлиные!
Получается опять полиморфность?
boozsel
23 фев, 2011 13:28 (UTC)
Дудко вообще посчитал эту фигурку коровой. http://annals.xlegio.ru/life/small/harkiv99.htm
beilendekunst
24 фев, 2011 00:48 (UTC)
Следует отметить, что хръсъ, хоръсъ или хърсъ обязательно должен был иметь полногласную форму. Считается, что такая форма не засвидетельствована (*хоросъ), хотя она нам хорошо известна - хорош, хороший. Остальные слова имеют собственную, вполне прозрачную этимологию:

хортиця < гр. χορτος / лат. hortus «сад, огород»
хоривъ < библейская гора, гр. Χωρήβ / лат. Horeb
хорвати < стсл. хоръ «северо-запад»
boozsel
24 фев, 2011 05:32 (UTC)
Не вижу смысла в приведённых Вами этимологиях.

хортиця < гр. χορτος / лат. hortus «сад, огород» - славянское хортица = быстрица, а остров назывался Хортич (ср. с Славутич, Претич, Вытичев, где "тич" - это не окончание, а корень)

хоривъ < библейская гора, гр. Χωρήβ / лат. Horeb - гора называлась Хоривица, как у языческих славян могло произойти заимстовование библейской горы? В арабском варианте легенды (не позднее VI-VIII вв.) Хорив назван как Хореан. Хоривица образована по модели хоръ+вица, у Константина Багрянородного аналогичное название Киева - Самватас, где окончание -ватас аналогично славянским -вица, -вит, -ват (сувит, собот, собутка).

хорвати < стсл. хоръ «северо-запад» - и что означает название хорватов? опять-таки здесь вторая часть слова восходит к иранским этнонимам - ср. со сколотским племенем паралаты. Седов считает этноним хорваты иранского происхождения.

Это на мой непросвещённый взгляд. Хотелось бы услышать более аргументированную критику лингвистов.
beilendekunst
24 фев, 2011 09:30 (UTC)
1. Здесь корень хорт- и суффикс -ич (хорт-ич-ем). Можно вывести из стсл. хъртъ «борзая собака», но название «собачий остров» лишено всякого видимого смысла.

2. Название горы известно только от летописца XII века, самой горы в Киеве нет. Есть река Либідь, есть гора Щекавиця, но местоположение Хоривицы неизвестно. Вероятно, здесь легенда об основателях Киева у летописца смешивается с библейской. Но не затрагивает происхождения имени Хоривъ или Хореан, поскольку оно упомянуто в старейшем армянском источнике.

3. стсл. хоръ, гр. χωρος, лат. сorus «северо-запад», перс. gharb «запад». Здесь важно, что хорив, хореан, хорваты и хорутане все имеют одинаковый корень хор-. Хорваты и хорутане живут на северо-запад от сербов и болгар, белые хорваты живут на северо-запад от полян, уличей и тиверцев. И все хорваты вместе взятые живут на северо-запад от последнего упоминания про антов, они самые северо-западные из антов, такая версия универсальнее.
boozsel
24 фев, 2011 09:54 (UTC)
то есть никакой сакральности в названии хорваты, велегезиты, кривичи, радимичи не существует? елси сами славяне объясняли, к примеру, что "кыяне" - от Кия, "радимичи" - от Радима, а учёные считают, что "хорваты" - это не от Хор(с)а, а от северо-запад, кривичи - не от Криве, а от "край" и т.д. Получается, что учёные игнорируют самих носителей названий с их мнением о значении слов. Ещё к примеру, "северо" - от иранского "сав" чёрный. Как трактовали своё имя северяне? Как народ, живущей севернее других славян? Или как чёрные? И не могли ли существавать две трактовки одновременно? Как в случае с радимичами, которых назвали "пищанцами" и это слово имело двояки смысл: 1) от реки Пищаны (от слова "песок", я понимаю) 2) пищащие.
А почему белые хорваты названы белыми? То есть это "белые западные люди"? Почему мы отказываем предкам в здравом смысле?
Вот Вы пишите Хорт-ич, -ич это суфикс. Я согласен, что это и Славутич может быть образован так. А в словах Претич и Вытичев? Почему Вы отказываете славяфнским именам в наличии двух корней. Как Влади-мир (владеющий миром), Свято-слав (славящий свят(ость)), Раде-гаст (господин рода), Гасто-мысл (мыслящий государственно, или о гостях). Славутич - несущий (на волнах) славу, Вытичев - город из котрого выходит флот, Претич - воевода, который пришёл по Днепру, Хортич - остров через который идёт Хорс.
Понимаю, что наивно. Но.
beilendekunst
24 фев, 2011 13:04 (UTC)
Не знаю, но здравый смысл поможет разобраться. Скорее всего, изначально северяне не называли себя никак, возможно словѣнами. Они получили своё новое имя от соседей, точно так же они приняли имя русь, и точно так же они стали украинцами.

Белый - позднейшее определение запада, хоръ архаичнее. Вероятно, хорваты стали белыми когда старое значение позабылось. Владимир - наглядный пример такого явления. Изначально, Володимѣръ - великий властитель (псл. -mĕrъ «великий»), со временем народ стал понимать это имя как «владеющий миром».

Суффикс здесь повсюду -ич, такой уж язык попался.

прѣт-ичь < cтсл. прѣтити «грозить», прѣтьба «угроза»
вит-ич-ев < стсл. вити, укр. (по)витич «вьюнок, берёзка»
словут-ичь < стсл. словутьнъ, укр. славетний «знаменитый»

Все имена богов по-видимому имеют самое простое значение, независимо от их священности, скажем:

Даждьбогъ - предвечный бог (стсл. даждє «прежде, ранее»)
Стрибогъ - отчий бог (укр. стрий «брат отца»)
Перунъ - громовержец (укр. перун «гром, молния»)
Мокошь - орошающая (укр. мокоша «водяной цветок»)
Сварогъ - укоряющий (cтсл. сваръ, укр. cварка «ругань, наказание»)
Сѣмарьглъ - изрыгающий семя (стсл. сѣмя, укр. ригати)
boozsel
24 фев, 2011 17:03 (UTC)
Вот со здравым смыслом в истории и лингвистике - сложно. Есть лингвисты, которые живут в своём параллельном мире, есть исторические факты, есть великий и могучий. Очень зыбкие кочки, поэтому я и оговариваю, что истинное значение может быть двояким: и по происхождению и по созвучию и в конкретном дискурсе.
Вот Ваши этимологии, тоже не блещут.
"Сѣмарьглъ - изрыгающий семя (стсл. сѣмя, укр. ригати)" - но на самом деле это калька с Сэнмурва. Есть ли смысл искать славянское значение?
Вы пишите "Изначально, Володимѣръ - великий властитель (псл. -mĕrъ «великий»), со временем народ стал понимать это имя как «владеющий миром»" - вообще-то Володимер калька с Вальдемар, где второй корень восходит к древнему германскому слову означающему "рассказ, сказка", а "народая этимология", которую я привёл, дана в н. XI века современником Владимира Титмаром. Кто прав? Лингвисты с "Вальдемаром" или современник с "владеющим миром" (тут ещё арабы про некий титул славянского князя Буладмир писали)?
Про северян я специально спросил. Ведь, их город - Чернигов, а князь - Чёрный. Значит осознавали они своё иранское название!
Слово белый в сакральном значении - свой и древний, то есть белые хорваты - это племя, от котрого произошли другие хорваты (как Старая Руса, Старая Ладога - более древние города).
Не всё так просто с этимологиями.
beilendekunst
24 фев, 2011 19:44 (UTC)
Нельзя учесть всего многообразия неизвестности. Славянское значение cѣмарьгла возможно искал сам летописец или народ до него, поскольку жевотное и в персидской традиции тоже рассыпает семена.

Что там, калька или когнат - это никому достоверно неизвестно, однако на XI век Володимѣръ явно теряет узнаваемоть, он и Володимеръ, и Владимиръ. И если бы он был узнаваем как Valdemar, то Тимар не писал бы Wlodemiri, с четырьмя ошибками.

Слова чьрнъ и сѣверъ имеют разное значение и разное происхождение, но оба праславянские. Чьрнигъ или Чернега - распространённая фамилия, существует множество Черняховок, Чернявок, Чернолесов и Черноречек по всей Украине. Ничто не указывает на иранизм осознания северянами своего имени.

Не знаю насчёт сакрального значения белого, Белая Русь явно не означает страну, откуда пошла Русь, а Белое море не означает моря, из которого пошли другие моря. Зато идея своего и древнего исчерпывающе воплощена в слове Даждьбогъ.
boozsel
24 фев, 2011 20:52 (UTC)
Нельзя учесть всего многообразия неизвестности. - согласен
bunker_kunst
24 фев, 2011 19:54 (UTC)
Нет, конь, это скорее всего не козёл. "Конь" - скорее всего "бык" если придерживаться заданной автором теме касательно восточных влияний на славянскую сакральную иконографию. Так же, коли подобная связь обозначена, не могу согласиться с гендерным определением Льва и Быка.

В Месопотамии лунное божество Син или Нанна ассоциировались с мужским началом. Из-за "рожков" убывающей луны, это божество отождествляется со скотом. А конкретнее, с неким "Диким Быком". С другой стороны, с астрологических текстах Месопотамии, луна часто представляется как пастух со с небесной паствой. Звёзды - его стадо. Син - и стадо диких звёздных быков и небесный скотовод.

Стоит так же добавить кое-что по поводу антропоморфичных крылатых львов и быков Ламассу. Ламассу ассоциировались (как не странно) с женским началом. Их ещё называли дочерьми Ану. Ламассу как известно - воплощение сторожевого духа, нуменозного существа-защитника. Считалось, что божество, человек или храм может иметь своего собственного Ламассу. В случае с храмами, Ламассу - хранитель лиминльной зоны, границы трансцендентности.

Автор, Спасибо!
boozsel
24 фев, 2011 20:50 (UTC)
Спасибо. Интересно. Надо почитать по Вашим наводкам. Однако "бык" в коллекции ещё будет, он не похож на данный персонаж. Здесь: копыта козлиные, голова - конская, рога - турьи (быка).
Относительно гендера льва - там же усы видны. Явно не женский дух.
bunker_kunst
24 фев, 2011 21:31 (UTC)
Конечно, у большинства ассирийских Ламассу тоже нельзя оставить без внимания богатые бороды и мужские половые органы.
На самом деле я конечно придрался; вы безусловно правы. Но вообще, в Ламассу есть как женское начало (демон Лама) и мужское (Седу). А в ассирийской и вавилонской мифологии практические все демоны изображаются либо как львы с человеческими лицами, либо как крылатые быки. Женственный дух Лама приобретает мужское обличье вступая в оборонительную функцию которую выполняют пятиногие привратники храмов. Подобные гендерные перевоплощения встречаются давольно часто и далее... На пример женщина-фараон Хатшепсут носила мужскую одежду и накладную бороду. Так её и высекали в камне - с мужскими атрибутами.
( 14 комментариев — Оставить комментарий )