?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Ырка и Укрут

Друзья! Не секрет, что в области славянских мифологии и фольклора создавалась и создаётся масса фальсификатов. Можно, конечно, просто отбрасывать это как мусор, но само по себе создание и трансляция фальсификации из статьи в статью - явление не менее интересное, чем передача и трансформация фольклорного произведения в народе, если задуматься. Тем более интересно, да и необходимо, отделять одно от другого. Ведь даже в серьёзных научных работах фальсификаты порой соседствуют с подлинными фактами.

Очень интересно проследить происхождение некоторых сомнительных персонажей, встречающихся в современных словариках по славянской мифологии и в Интернете.

Уже давно меня мучает вопрос, что это за персонаж - "ырка". Очень уж подозрителен фонетический состав слова. Большие подозрения, что он авторская выдумка. Но я не знаю наверняка.

Обычно пишут что-то такое:

"...злой ночной дух с глазами на темном лице, светящимися как у кошки. Особенно опасен в ночь на Ивана Купалу. Лешие не пускают Ырку в лес, потому опасен он только в поле. Им становится самоубийца. Не дожив отпущенной ему жизни, ищет, как бы попользоваться жизнью чужой. Напившись чужой крови, он на минуту набирается теплом жизни и успокаивается. Когда человек идет через поле, ему иногда кажется, что за ним кто-то следит. Но ни в коем случае нельзя оглядываться, даже если окликают знакомым голосом, если оглянешься или ответишь — нападет, закрутит — жди беды. Надо немедленно либо трижды сказать "ЧУР МЕНЯ", либо "Деде, Прадеде, Пращуре, слышишь?" — и еще слышно издалека послышится: "Слышу...". Либо прочесть молитву ("Отче наш") — тогда Ырка отстанет. Боится огня, потому к ночующим у костра он не подходит".

Ни в каких достойных доверия источниках я больше не находил ничего подобного. Вообще единственный раз я встретил Ырку лишь в описаниях одиозного "открывателя" "Велесовой книги" Юрия Петровича Миролюбова в книге «Русский языческий фольклор. Очерки быта и нравов». Книгу в руках не держал, но она есть частично в Интернете.

Там есть следующий отрывок:
"«Старые люди» рассказывали: «Ночью человек идет в поле, расстояние между ним и домом другое, чем днем, и ночью человеку все кажется, будто кто-то идет за ним, и беда, ежели оглянется! Тут-то Ырка сразу добегает до него и начинаем его морочить! То хватит за руку и начнет вертеть вокруг себя колесом, то удлинит дорогу, а то собьет с пути. Чтобы Ыра сбыться, нельзя ни в коем случае оглядываться, а начнет звать знакомым голосом, будто жена либо муж, не то брат, сестра, мать — еще меньше оглядываться. Даже думать о том, чтоб оглянуться, нельзя, а то сразу вскочит Ыро, в один прыжок будет рядом и начнет говорить всякое, даже и такое, что никто, кроме Бога, не знает! Отвечать никак нельзя. Лучше всего сказать: «Чур меня, чур Пращур!» трижды, и тогда Ырка отстанет. Но ежели ответишь, так он начнет забегать вперед, дорогу преграждать, в поле заводить, подальше от дому. Лучше молитву какую-либо читать. «Отче Наш» очень помогает, потому что ей нас сам Иисус научил. Ырка же не черт, но темный человек, он из тех, может, что повесились или горло себе ножом перерезали, утопились. Ночью — его воля. Ночью он ходит по всем дорогам, бегает, где бы кого встретить, тепла его живого напиться, чтобы дожить недожитое. Оборвал ведь жизнь, а дожить ее должен. Вот, и ищет. Так чтобы если кто в поле заночует, надо огонь развести. Ырка огня боится, огонь его прогоняет, потому что в огне овца! А тут мудрость великая и не всякому она сказана. И вот, Ырка бегает, и не дай Бог увидать его тьмавое лицо, глаза у него, как большой кошки, светятся, посмотришь — он тебя и заворожит. В глаза ему, если уж забежал вперед, никак нельзя смотреть, а будет мороз по спине драть, молиться надо, Деда звать надо! Сказать надо: «Деде, Прадеде, Пращуре, слышишь?» И в ответ коли раздается: «Слы…шу!» как бы издалека, значит, услышал Дед, и тогда Ырка отстанет.

Особенно он привязчив на Ивана Купалу. Потому-то и огни разводят в эту ночь. Ырка Иванова Огня боится. Но пуще всего Деда боится. Ежели скажешь ему: «Отстань, а то Деду скажу!», он сразу присмиреет. А коли станет вопросы задавать или скажет что-либо, так надо непременно отвечать: «А ты, Ырка, Отче Наш знаешь?» В тот же момент он заплачет, зарыдает слезами горькими и позади останется.»

«Деда звать» значить призывать Исварога, ибо его имя было Дедо, Дед, Праде, Пращур".

Тут бы, конечно, приписать этот образ безудержной фантазии господина Миролюбова, так как предыдущий текст вполне выводится из его опуса, но снова некая неразбериха - в некоторых статейках Ырка появляется на пару с таким же "загадочным" персонажем под названием "Укрут":

"Его помощник — Укрут — искал детей-шалунов, засовывал их в мешок и относил к Ырке, который и пил из них жизнь".

Хотя, возможно, это просто новое современное добавление.

Может, кто-то знает предысторию этих персонажей? Есть ли у этих образов хоть какие-то фольклорные истоки? Откуда они взялись? Всё ли замыкается на Миролюбове? Что за Укрут? Если вы хоть что-то знаете по теме, отпишитесь, пожалуйста!

Comments

( 17 комментариев — Оставить комментарий )
mikula7479
28 сент, 2010 08:56 (UTC)
Сврога знаю, а вот Исварога.....
smelding
29 сент, 2010 06:54 (UTC)
пмлм, Миролюбов в силу своих "ведических" пристрастий "скрестил" Сварога с индуистским Isvara. Что последний звучит, как Ишвара, ему было знать неоткуда - тогдашние руссо ведисто изучали индуизм в лучшем случае по немецким и английским книжкам, если вообще не посочиненим блаватских...
mikula7479
30 сент, 2010 08:21 (UTC)
Благодарю за инфу.
slavjr
28 сент, 2010 09:05 (UTC)
Миролюбов в сети есть полностью (? - две книги).
Ырка этот ничем не примечательный персонаж разряда низжих духов. Действвия Ырки часто приписывают русалкам, лешему, всяким заложным покойникам и т.п.
akvech
28 сент, 2010 09:38 (UTC)
"Ырка этот ничем не примечательный персонаж..."

Ырка примечателен тем, что похож на выдуманного. То что ырке приписаны некие функции, встречающиеся у отдельных фольклорных персонажей, это другой вопрос. Мой вопрос состоит в том, существовал ли образ в подлинном фольклоре и из какого источника первоначального он пришёл в современные книги. То же и с укрутом, который напоминает персонажа вроде бабая. Выдуман ли поздним автором? Откуда взялся изначально?
slavjr
28 сент, 2010 09:47 (UTC)
Я поверхностно знаком с творчеством и биографией Миролюбова, но насколько я слышал, он сам собирал этнографические записи. Вполне вероятно, что ему удалось записать про какого-то Ырку, которым информант назвал, например, Упыря. А может и просто выдумал, кто теперь это знает...
akvech
28 сент, 2010 10:14 (UTC)
"А может и просто выдумал, кто теперь это знает..."

Я собственно пытаюсь понять, встречался ли ырка ДО Миролюбова и откуда вдруг припаялся "укрут".

"про какого-то Ырку, которым информант назвал, например, Упыря"

Звук [ы] в начале слова - это очень странно, если информант существовал, на каком тогда диалекте он говорил, не понятно.
(Анонимно)
9 окт, 2010 16:25 (UTC)
"Звук [ы] в начале слова - это очень странно"
Это звук (не "ы") украинского и (кторое на русское ухо на "ы" похоже).
jaff4ever
15 авг, 2016 21:16 (UTC)
возможно, на каком-то из финно-угорских, для эстонского и подобных ему языков свойственна некоторая, мягко выражаясь, фонетическая странность
nameless_child
29 сент, 2010 05:20 (UTC)
Действительно, что за "Исварог" такой? Очень интересно.
smelding
29 сент, 2010 06:28 (UTC)
пмлм, Миролюбов в силу своих "ведических" пристрастий "скрестил" Сварога с индуистским Isvara. Что последний звучит, как Ишвара, ему было знать неоткуда - тогдашние руссо ведисто изучали индуизм в лучшем случае по немецким и английским книжкам, если вообще не посочиненим блаватских...
nameless_child
29 сент, 2010 06:44 (UTC)
вот из-за фонетического соответсвия Ишваре и показалось странной эта формулировка.
Т.е. все же имеется ввиду Сварог, а не что-то еще?
domino23
29 сент, 2010 16:23 (UTC)
пмлм,конкретного ответа на к-ный вопрос человек не дождется...)
smelding
1 окт, 2010 20:47 (UTC)
дык вроде я конкретно ответил
(Анонимно)
9 окт, 2010 16:27 (UTC)
"Звук [ы] в начале слова - это очень странно"
Это звук (не "ы") украинского и (кторое на русское ухо на "ы" похоже).
Дмитрий Орлов
21 апр, 2014 10:36 (UTC)
Ырка и мой друг
Здравствуйте меня зовут Дмитрий мне 16 лет живу в городе Октябрьск самарской области я тоже как и вы считаю Ырку выдумкой.Но после недавних событий произошедших с моим другом Тимуром я изменил своё мнение о этом чудовище.19-04-21 мой друг возвращался как обычно домой, хочу напомнить что это происходило у нас в Октябрьске,шёл он домой в роёне 10:35 часов вечера по дороге около жилых домов в результате когда ему оставалось только подняться в гору он увидел что фонарь напротив него вдруг погас, после ещё пары шагов в 10м от себя он и увидел эту Ырку. (Его действия):он закричал очень громко развернулся и бежал до тех пор пока не выдохся.Потом я случайно увидел его и подошёл к нему и спросил что случилось вот он мне всё и рассказал.Хочу заметить что разговаривал мой друг не своим голосом а кокимта грубым и хриплым совсем непохожем на его настоящий, у меня было такое асщющение будто из него высосали половину души. это невымосел было это 19-04-21 в 10:35 примерно .
Вадим Злоказов
14 июн, 2018 21:28 (UTC)
Re: Ырка и мой друг
19 апреля 2021 года ещё не настало, друг мой. И судя по твоей хромающей грамматике, было тебе максимум лет 12, когда ты это писал.

Edited at 2018-06-14 21:29 (UTC)
( 17 комментариев — Оставить комментарий )