?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Проводы Перуна


Назарук В.М. - Проводы Перуна (1988)


В "Повести временных лет" статья под 988 (6496) годом посвящена так называемому "крещению Руси" князем Владимиром Святославовичем. Первым делом совершенным им в качестве "крестителя" было уничтожение языческих святынь: Владимир "повеле кумиры испроврещи, и овЂхъ сЂщи, и другиа огневи преда".

Для главного бога однако была уготовлена особая судьба: "Перуна же повеле привязати к коневи хвосту и влещи з горы по Биричеву на Ручаи, дванадЂсятъ мужь пристави бити жезлиемъ. <...> Влекому же ему по Ручаеви къ Днепру, плакахутца его невЂрнии людие, еще бо бяху не приали святого крещенья. И привлекше, вринуша в Днепрь. И пристави ВолодимЂръ, рекъ: «аще гдЂ пристанетъ, то отреваите от берега, дондЂже проидет пороги, проити охабися его». Они же повеленое створиша. И яко пустиша, проидЂ сквозЂ порогы, изверже вЂтръ на ринь; и оттолЂ прослыся Перуня рЂнь, яко и до сего дни словеть".

Низвержение Перуна в Новгороде описывается так же как и в Киеве: "И Перуна посече, и повеле влещи в Волхове; и поверзше ужи, влекаху его по калу, биюще жезлеем: и заповеда никому же нигде же не прияти".

Летописные свидетельства о "проводах Перуна" ряд исследователей уверенно толкуют как отражение языческого обрядового действа.
В 1937 г. А. Краппе предположил, что летописное предание отражает ежегодный обряд купания Перуна (Его капи) в Днепре [1]. Обмывание культового предмета водой (= в водоеме) представляет собой широко известный в мировой этнографии обряд вызывания дождя.
Мнение М.А. Васильева таково: "Сопоставление летописных сведений с большой группой обрядов, бытовавших, а частью сохраняющихся доныне, у восточнославянских народов (с привлечением западноевропейского материала) - "проводы - похороны" Масленицы, Ярилы, Костромы (Коструба) и др. - позволяет заключить, что Владимир в Киеве и его приближенные в Новгороде действовали не произвольно, что ниспровержение идолов Перуна здесь было проведено в соответствии с семантикой языческих "проводных" ритуалов, языческой "проводной" обрядности, целью которых являлось "изгнание - выпроваживание", даже "похороны" кумиров бывшего верховного государственного божества, а следовательно, и самого этого бога."[2]
У Л.С. Клейна другая трактовка: "Летописец не понял суть устного рассказа своих информаторов и принял описание ежегодного (или более редкого, но все же периодческого) ритуала "проводов Перуна" за уникальный эпизод ликвидации языческих кумиров при крещении Руси."[3]

Действительно, сходство с этнографическими похоронами/проводами налицо, все летописные подробности имеют прямые аналогии в зафиксированных обрядах крестьян 19го века. Это и топтание, разрывание обрядового чучела/дерева, разнообразные насмешки, плач и скорбь по "убиваемому", его потопление и т.д.

В подтверждение приведем свидетельство из Болгарии конца XVII века. "История во кратце о болгарском народе словенском" (1792): "Александр поиде на Перуна и войску его разби и Перуна уби <...>. И сего Перуна болгары почитают: во время бездождия собираются юноши и девицы, избирают единаго или от девиц или юношах и облачают его в мрежу аки в багряницу, и сплетут ему венец от бурянов в образ краля Перуна и ходят по домам, играюще и спевающе часто поминающе беса того, и поливают водами и Перуна того и сами себе <...> ядят и пиют во славу Пеперуда (Перуна - miling_k) того".

Обливание и потопление - действия эквивалентные и взаимозаменяемые, как известно из этнографии. Например в одних местах Зеленого Юрия только обливали водой, тогда как в других его "купали", кидали в реку и т.д [4]. Об этом "знали" еще в XVIIом веке -
Густынская летопись:
"<...> молодые, собравшись и играя, бросают человека в воду, и бывает иногда <...>, что бросаемые в воду или о дерево, или о камень в воде разбиваются и умирают, или утопают; по иным же сторонам <...> только водой обливают"

По "Синопсису" (1674) народ кричал уплывающему Перуну "Выдыбай, наш господару-боже, выдыбай!". Что интересно, такой же призыв содержат песни сопровождающие поздние "похороны Костромы": "Выдыбай, боже!".

Рассказ о пидьблянине, оттолкнувшем капь от берега со словами "Ты Перушице, досыти еси пил и ял, а ныне поплови прочь", исследователи сопоставляют с ритуальным обжорством приписываемым Масленнице [5].

Зверь-змеяка Перун



Кроме совпадений в скупых сведениях о процессе низвержения, сходится и мифологический образ Перуна в преданиях обрамляющих Его "проводы/похороны" - в них Перун предстает Змеем.

В XIX в. П. Якушкин записал на Новгородщине легенду, согласно которой "зверь-змеяка Перун" жил в Перыни, а ночами ходил в Ильмень спать с "волховской коровницей". После крещения "Новый город схватил змияку Перюна, да и бросил в Волхов".

На Украине же с низверженным Перуном связывают днепровский остров Перун, на котором была Змеиная пещера.
Д.И. Яворницкий приводит ряд легенд увязывающих Перуна и Змея (цит. по [6]); процитируем одну из них:
"Когда-то, говорят, змей жил на небе и летал по всему миру; его все боялись, а некоторые даже кланялись ему. Как узнал про то бог, что ему поклоняются, взял и отнял у него крылья, он упал с неба в Днепр и поплыл. Идолопоклонники бежали берегом и кричали: "Перуне, Перуне, приплыви к берегу". Он приплыл к острову, и открылась ему глубокая нора; он там и пропал. С того времени и прозвали остров Перуном".

Проблема соотнесения образа Перуна и Змея требует отдельного рассмотрения (например). Для скептиков приведем еще несколько показательных свидетельств о змеиной природе Перуна.
Славянская вставка в "Беседе св. Григория Феолога об избиении града" (XI в.):
"<...>Тот реку богиней называет и зверя, живущего в ней, как бога нарицая, требу творит. Один Дыю поклоняется, а другой Дивии."
Дивия явно соотносится с богиней реки, а Дый со "зверем" живущем в реке. Зевс под именем Дый (Дий) известен русским книжникам из перевода Амартола, что показал еще Гальковский [7]. Предполагается вероятным, что Дый, "Зевс" живущий в реке, никто иной как "зверь-змеяка Перун" из новгородских и украинских преданий.
Из этнографии: у населения Купянского у. Харьковской губ. существовало представление, что "пророк Илья ездит по небу в огненной колеснице, в которую запряжены четыре огненных дракона, в руках у него четыре огненных стрелы, ими он бьет бесов во все четыре стороны"[8].
Вот еще пара индоевропейских параллелей. Древним грекам известен культ Зевса в виде змеи - это Зевс Ктесий. А индийский Индра преследовал в виде Змея своего врага Ваджрангу.

Похороны Перуна до "крещения"

Есть ли данные позволяющие утверждать что обряд проводов/похорон Перуна был известен и до "крещения"? Есть ли свидетельства не увязывающие похороны (смерть) Перуна со временем "крещения"? Да, таково "Сказание о Словене и Русе и городе Словенске" (цит. по [9]). Повествует оно о временах задолго до правления Владимира Святославовича:
"Больший же сын оного князя Словена Волхв бесоугодник и чародей и лют в людех тогда бысть, и бесовскими ухищреньми мечты творя многи, и преобразуяся во образ лютаго зверя коркодила <...> Сего же ради людие, тогда невегласи, сущим богом окаяннаго того нарицая и Грома его, или Перуна"

Особый интерес вызывает описание Его смерти:
"<...> разбиен бысть и удавлен от бесов в реце Волхове и мечтаньми бесовскими окаянное тело несено бысть вверх по оной реце Волхову и извержено на брег противу волховнаго его градка, иде же ныне зовется Перыня."

"Разбиен бысть" сильно напоминает "битие жезлами", а потопление в реке - "вринуша в Днепрь" и "влещи в Волхове" по отношению к капи Перуна соответственно в Киеве и Новгороде. Тело не было погребено "на месте", но было унесено по реке, что опять же схоже с желанием "крестителей" отправить идол подальше.

"Удавлен от бесов" тоже очень примечательно - таким образом автор "Сказания" говорит о том что в смерти Перуна виновен не христианский бог (как было бы при "крещении"), но "бесы", то есть персонажи языческой мифологии. Этот осколок мифа видимо и воспроизводили в обряде "проводов" двенадцать мужей с "жезлами", которые, вторя "бесам", били и топили Перуна.

А это отрывок о похоронах Волхова-Перуна:
"И со многим плачем тут от неверных погребен бысть окаянный с великою тризною поганскою, и могилу ссыпаша над ним велми высоку, яко же обычай есть поганым."

Легенда записанная Якушкиным при его путешествии мимо Перыньского скита показывает как "чисто языческое" сказание о смерти и похоронах Волхова-Перуна превратилось в рассказ о крещении и низвержении капи Перуна:
"<...>Перешел змияка жить в самый Новгород; а на ту пору и народился Володимер – князь в Киеве; тот самый Володимер князь, что привел Руссею в веру Крещеную. Сказал Володимер князь: "Всей земле Русской – креститься. Ну и Новгороду – тожь. Новгород окрестился. Черту с Богом не жить. Новый город схватил змияку Перюна, да и бросил в Волхов. Черт силен: поплыл он не вниз по реке, а в гору, к Ильмень-озеру; подплыл к старому своему жилью – да и на берег! Володимер князь веле на том месте церковь рубить, а дьявола опять в воду. Срубили церковь: Перюну и ходу нет! От того эта церковь называется Перюнской, да и скит тоже Перюнский".

Тризна



Известно предание: при крещении Новгорода идол Перуна проплывая под Волховским мостом "верже палицю свою и рече: на сем мя поминают новгородские дети, ею же
и ныне безумнии убивающеся, утеху творят бесом <...> Порази же слепотою новгородцев, яко оттоле в коеждо лето на том мосту люди собираются и разделившися на двое играюще убиваются".

С тех пор в определенные дни горожане устраивали здесь ритуальные побоища, используя палицы с оловянными наконечниками, хранившиеся до XVII в. в церкви Бориса и Глеба.

Это предание является по сути этиологической легендой о происхождении традиционных боев на мосту. Но это видимо поздняя версия легенды, ведь, как считается, знаменитый мост через Волхов был построен только в XI-XIII веках, то есть после крещения.

"Предание это показывает, — подчеркивал еще Н. И. Костомаров, — что в памяти Новгородцев их раздоры были очень древними. Народ этим как бы хотел сказать, что по его понятию, то же и при дедах делалось, что после".

Могли ли быть вышеозначенные бои до постройки моста? Безусловно да. Например, в самых ранних вариантах былины про Василия Буслаевича (у Киршы Данилова, в "Повести" Левшина) моста нету. Да и в более поздних вариантах место побоища не всегда мост: новгородцы могут предложить Василию идти к "реке Волховой" или на "Волхово поле" [10].

Встает вопрос, почему Перун не бросил палицу и не основал традицию ритуальных боев раньше? Почему Он это сделал только во время своих "проводов", смерти? Это объясняется назначением побоищ: ритуальные бои во время похорон - тризна.

Никон, в бытность свою новгородским митрополитом, прервал традицию биться Перуновыми палицами. Он "палицы у святого Бориса и Глеба взем... пред собою сожже, и тако преста бесовское то тризнище..."[11].

"Тризна – это обрядовая военная игра, бой, в применении к усопшим – поминки по нем военною игрою, битвой." [12]

Фраза произнесенная Перуном "на сем мя поминают новгородские дети" явно отсылает к поминкам.

Отрывок о похоронах Волхова-Перуна:
"И со многим плачем тут от неверных погребен бысть окаянный с великою тризною поганскою, и могилу ссыпаша над ним велми высоку, яко же обычай есть поганым."

Можно предположить, что согласно мифологическому мышлению, человеческие похороны и тризна являются подражанием похоронам Бога; таким образом Перун представляется основателем обычая тризны (как поминальных боев) не только в честь себя, но и по каждому соответствующему покойнику.

Реконструкция

При проводах участники должны были делиться на две группы. Из летописных свидетельств следует что одна била капь и бросали ее в реку ("дванадЂсятъ мужь пристави бити жезлиемъ"), а другая плакала по Перуну, причитала ("плакахутца его невЂрнии людие").

Можно предположить что, как и в этнографических "проводах", между двумя группами происходит ритуальный бой за капь по обычаю заканчивающийся победой группы "убийц".

Легенды записанные Яворницким проясняют действия групп после "ввержения" капи в реку:
"<...> говорят, по одному берегу бежали идолопоклонники и звали его на берег, а на другой берег вышли навстречу православные и начали заклинать и читать молебны. Где стояли наши с хоругвами, туда он подплыл и стал."

"<...> Идолопоклонники бежали берегом и кричали: "Перуне, Перуне, приплыви к берегу". Он приплыл к острову, и открылась ему глубокая нора; он там и пропал."

Сюда же видимо относится и летописный рассказ о пидьблянине оттолкнувшем капь Перуна в реку.

Если учесть, что "православные", "крестители" прогоняющие Перуна в легенде легко могли заменить языческих "бесов" в изначальном обряде проводов (что было продемонстрировано выше), то вырисовывается следующая картина. На одном берегу находится группа "бесов", которые отталкивают пробивающуюся капь, а группа на другом берегу наоборот просит "Перуне, Перуне, приплыви к берегу" или "Выдыбай, наш господару-боже, выдыбай!".

В "Сказании о Словене и Русе и городе Словенске" есть примечательный момент, тело убитого было унесено не по течению реки, но вверх.
"<...> мечтаньми бесовскими окаянное тело несено бысть вверх по оной реце Волхову и извержено на брег противу волховнаго его градка, иде же ныне зовется Перыня."
"Мечтаньями бесовскими", то есть магией, видимо тех же самых "бесов" что и "удавили" Перуна. Этому сообщению есть этнографическая параллель:
"В Новгородчине XIX века инсценировался приход Нового и уход Старого года по реке: наряжали двух человек, одного в ветхую старческую одежду - это Старый год, другого в хорошую, добротную - это Новый год. Старого везли на дровнях против течения реки, а молодого - вниз; затем Старый год провожали, т.е. везли его обратно через деревню и вниз по течению реки, а Новый встречали: ребята кидали вверх шапки, девушки махали платками и кричали: "Приди Новый год, со весельем и радостями и с большими богатствами"."[13]

Таким образом проводы календарного символа могли включать как символическое перемещение вверх по течению реки, так и вниз.

На основе летописных, фольклорных источник и этнографических параллелей можно предложить такую реконструкцию обряда Проводов/Похорон Перуна:

1. Разделение участников обряда на две группы (А - "против" Перуна, Б - "за")
2. Ритуальный бой двух групп за капь заканчивающийся победой группы А.
3. Группа А бьет капь и везет к реке, группа Б причитает и скорбит.
4. Капь скидывается в реку. Группа А располагается на одном берегу, группа Б на другом.
5. Группа А отталкивает пробивающуюся капь. Группа Б просит Перуна приплыть к берегу ("Перуне, Перуне, приплыви к берегу").
6. Капь прибивается течением к берегу, происходят "похороны", поминки с причитаниями и тризной, ритуальными боями.


Обряд имел черты как проводов всего "старого" и "ветхого" символически сосредоточенного в капи Перуна, так и иные черты: убитый насильственной смертью, "утопленник" Перун сближается с культом "заложных покойников" и общей похоронно-поминальной обрядностью, возможно с культом предков и богатырей. Отсюда же (из культа мертвых), как и из семантики "потопления"/похорон, выводится метеорологическая магия (вызывание дождя) и общая направленность на плодородие (что естественно для весенне-летнего периода).


Ссылки и источники:
[1]Клейн Л.С. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества. - СПб.: Евразия, 2004, стр. 339
[2]Васильев М.А. Особенности формирования и развития восточнославянского язычества. // Международный исторический журнал, № 10 за 2000 г
[3]Клейн Л.С. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества. - СПб.: Евразия, 2004, стр. 340
[4]Агапкина Т.А. Юрьев день Энциклопедический словарь Славянская мифология. М.: Эллис лак, 1995
[5]Петрухин В.Я. "Проводы Перуна": древнерусский "фольклор" и византийская традиция Язык культуры: семантика и грамматика. М., 2004, с. 248-255.
[6]Д.І. Яворницький Днiпровi пороги: Геогр.-iстор. нарис, Днiпропетровськ: Промiнь, 1989.—142с.: Iл. // http://www.kurgan.kiev.ua
[7]Гальковский H. М. Боpьба хpистианства с остатками язычества в дpевней Рyси // http://vernost.ru
[8]Е.А.Рыжова - Севернорусская агиография в контексте народной культуры ("Почему убитые громом - святые") // http://www.krotov.info/history/17/2/ryzhova.htm
[9]"Сказание о Словене и Русе и городе Словенске" Полное собрание русских летописей. Т. 31. Л., 1977 // http://pravoslavie.chestisvet.ru/
[10]Новичкова Т.А. Эпос и миф. СПб.: Наука, 2001, стр. 38
[11]Петров А. В. О вечевом народовластии в древнем Новгороде (к постановке проблемы) //Исследования по русской истории. Сборник статей к 65-летию профессора И.Я. Фроянова / Отв. ред. В.В.Пузанов. СПб.-Ижевск: Издательство Удмуртского университета, 2001. С. 57-70 // http://medievalrus.narod.ru
[12]Гальковский H. М. Боpьба хpистианства с остатками язычества в дpевней Рyси // http://vernost.ru
[13]Новичкова Т.А. Эпос и миф. СПб.: Наука, 2001, стр. 39-40

Якушкин П.И. Путевые письма из Новгородской и Псковской губернии. СПб., 118-120.
Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. // Полное собрание русских летописей. Том третий. Москва-Ленинград: «Издательство Академии Наук СССР», 1950 // http://www.krotov.info
Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. — М.-Л., 1950. — С. 530-558.
Дудко Д. Матерь Лада. Божественное родословие славян. Языческий пантеон. М.: Эксмо 2003

Comments

( 30 комментариев — Оставить комментарий )
elabuzhanin
30 авг, 2008 13:07 (UTC)
Любопытно.
Если бы добавить еще к твоему "обрядовому" анализу немного истории - могла бы получиться замечательная вещь: то, что Перуна провожали языческим обычаем, в принципе, очевидно, хотя до сих пор неясно, кто провожал, зачем провожал, по чьему указанию провожал, знали ли люди, что провожают Его навсегда, или не знали? Может быть, это было перенесение капища на новое место? ("...несено бысть вверх по оной реце Волхову и извержено на брег противу волховнаго его градка, иде же ныне зовется Перыня")
miling_k
30 авг, 2008 13:16 (UTC)
Re: Любопытно.
ну, по истории тут сложно - фактов маловато, только догадываться остается. исторический анализ у Клейна был, к нему отсылаю, меня лично волнует больше мифологическая и ритуальная сторона, реконструкция обряда, а не выяснение обстоятельств "крещения" (что есть в данном контексте только частность).

"кто провожал, зачем провожал, по чьему указанию провожал, знали ли люди, что провожают Его навсегда, или не знали?"
Я лично вообще не уверен что летописные данные отражают реальную историю. Если они из фольклорного, устного источника (а разница между крещением и авторов ПВЛ - полтора века где-то), то могла произойти уже та же история что и с новгродскими легендами - превращение языческого предания без капли христианства в рассказ о крещении и триумфе новой веры.
Опять же, в моем обозрении нету источников способных дать ответы на такие вопросы, остаются беспочвенные догадки.
Re: Любопытно. - elabuzhanin - 30 авг, 2008 17:06 (UTC) - Развернуть
Re: Любопытно. - miling_k - 30 авг, 2008 17:25 (UTC) - Развернуть
Re: Любопытно. - miling_k - 30 авг, 2008 13:19 (UTC) - Развернуть
Re: Любопытно. - elabuzhanin - 30 авг, 2008 17:20 (UTC) - Развернуть
Re: Любопытно. - miling_k - 30 авг, 2008 17:34 (UTC) - Развернуть
Re: Любопытно. - elabuzhanin - 30 авг, 2008 17:38 (UTC) - Развернуть
Re: Любопытно. - miling_k - 30 авг, 2008 18:02 (UTC) - Развернуть
Re: Любопытно. - elabuzhanin - 31 авг, 2008 05:19 (UTC) - Развернуть
Re: Любопытно. - miling_k - 31 авг, 2008 05:39 (UTC) - Развернуть
Re: Любопытно. - elabuzhanin - 7 сент, 2008 06:46 (UTC) - Развернуть
Re: Любопытно. - miling_k - 7 сент, 2008 07:27 (UTC) - Развернуть
Re: Любопытно. - elabuzhanin - 7 сент, 2008 10:08 (UTC) - Развернуть
Re: Любопытно. - miling_k - 7 сент, 2008 16:40 (UTC) - Развернуть
Re: Любопытно. - elabuzhanin - 8 сент, 2008 04:47 (UTC) - Развернуть
Re: Любопытно. - miling_k - 8 сент, 2008 07:54 (UTC) - Развернуть
wpn_88
30 авг, 2008 15:12 (UTC)
интересная вещь!спасибо!
wpn_88
30 авг, 2008 15:22 (UTC)
"и поверзше ужи, влекаху его по калу"
интересно это тоже часть обряда,или уже поздние приписания летописца?
miling_k
30 авг, 2008 15:44 (UTC)
кал здесь не фекалии, но просто "грязь", имхо
http://www.slovopedia.com/22/202/1634385.html
fon_rotbar
30 авг, 2008 17:22 (UTC)
Ежели вкратце
1) Народ-то совершал обыденный, хоть и достаточно редкий обряд. Вместо старого идола поставить нового.
2) По завершению обряда народу было объявлено, что "началась в деревне совсем другая жизнь"?
elabuzhanin
30 авг, 2008 17:33 (UTC)
ненененене
Как начинающий историк, позволю себе дополнить сведения начинающего... эээ... мифолога Милинга К. - объявлено было только через год, а прощание с чуром (или перенос его на другое место?) совершался по инициативе новгородцев-язычников.
miling_k
30 авг, 2008 17:55 (UTC)
Re: Ежели вкратце
если вы насчет крещения спрашиваете, то
http://community.livejournal.com/slav_drevnosti/37079.html?thread=515543#t515543
ничего конкретнее сказать не могу.
vkryukov
31 авг, 2008 10:43 (UTC)
Могу дополнить, что у российских православных до сих пор положено пришедшие в негодность иконы пускать по текучей (река/ручей) воде.
(Удалённый комментарий)
miling_k
1 сент, 2008 10:08 (UTC)
про то и речь :)
"Обряд имел черты проводов всего "старого" и "ветхого" символически сосредоточенного в капи Перуна"
Думается что установка капи Перуна в Новгороде Добрыней и Владимиром в Киеве за семь лет до "крещения" (так называемая "реформа") - ни что иное как установка новых чуров заместо "похороненных".
cucusor
9 сент, 2008 08:12 (UTC)
спасибо огромное! очень интересно
mikula7479
12 сент, 2008 06:12 (UTC)
Очень познавательно! Спасибо!
sparrow_hawk
15 сент, 2008 17:20 (UTC)
очень интересно!
sverc
1 ноя, 2009 15:04 (UTC)
Другое обсуждение
( 30 комментариев — Оставить комментарий )