?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Уважаемое сообщество, я не лингвист, но при изучении «сварожского» вопроса у меня возникли некоторые соображения и вопросы языковедческого характера. Спешу поделиться и надеюсь на ответ компетентных людей.



В литературе существуют следующие варианты этимологии теонима Сварог: 1) др.-инд. svar-ga – небесный, солнечная дорога[1]; 2) праслав. сущ. *svara - спор, наказание[2] 3) праслав. сущ. *skvara – огонь, пламя, жертвоприношение, дым, чад[3]; 4) праслав. гл. *vьreti/*variti – варить[4]. 4) праслав. сущ. *varogъ – огненное божество в образе птицы[5].

                Согласно гипотезе Н. И. Зубова[6], этот персонаж придуман книжником, переводившим «Хронограф» Иоанна Малалы и принявшим суффикс -ич в названии ритуального огня сварожич за отчество.  Однако, в таком случае этимология слова сварожич неясна. Попробуем, тем не менее, разобраться.

                В этом слове можно выделить 1) приставку с-; 2) корень -вар- либо свар-; 3) суффикс -ож-; 4) суффикс -ич. В суффиксе -ож- видится чередующаяся согласная, которая по аналогии с прил. творожный, острожный реконструируется как г. Но что если -ож- – это не суффикс, а сочетание приставки либо соединительной гласной -о- с корнем -ж-, присутствующим в русских словах жечь (*gegti), ожог?

                В современном белорусском языке слова с корнем ж- отсутствуют, однако в литературе известна лексема жыж в следующих значениях: 1) Жыжаль – у Шпилевского бог огня[7]; 2) Жыжа, жыж – огонь в детском языке[8]; 3) Жыжа – согласно Кацеру, название кострища-жертвенника в минском капище XIX- нач. XX в[9]. Все они, так или иначе, связаны со стихией огня. Шпилевский – ненадежный источник[10][11], но у Кацера слово жыжа имело то же значение, что и древний сварожич – ритуальный огонь.

                Если принять, что сварожич – это тот, кто варит и жжёт либо жжёт «свару», то на месте суффикса -ич логичнее выглядел бы характерный для отглагольных существительных суффикс -ец. В словах христолюбец и идоломолец два соединенных гласной -о- корня, первый из которых происходит от существительного, а второй – от глагола. Подобные существительные с двумя отглагольными корнями неизвестны. Из существительных *svara, *skvara и *varogъ  первое выбрано в контексте перевода хроники Малалы, где Феост-Сварог – карающий бог. Второе имеет значение, связанное с огнем. Третье в данных условиях неприменимо. Следовательно, наиболее вероятен вариант «жжёт сквару». От глаголов ед. ч. наст. вр. м. р. жнёт и жрёт образованы существительные жнец и жрец. Таким образом, название ритуального огня реконструируется как скварожжец.



[1] Трубачёв О. Н. Indoarica в Северном Причерноморье. М.: Наука, 1999. С. 280; Его же. Этногенез и культура древнейших славян. М.: Наука, 2003. С. 198.

[2] Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. 3. С. 569—570.

[3] Мансикка В. Й. Религия восточных славян. М.: ИМЛИ им. А. М. Горького РАН, 2005. С. 297, со ссылкой на Syrku в Журн. Мин. Нар. Просв. 1887, CCLI, 2.

[4] Pukanec Martin  - Etymológia mena Svarog a niektoré indické a iránske paralely // Slavica Slovaca #1 2009 С. 24-30

[5] Николаев С. Л. “Семь ответов на варяжский вопрос” // http://nestoriana.wordpress.com/2012/09/27/417/

[6] Зубов Н. И. Научные фантомы славянского Олимпа // Живая старина. М., 1995. № 3 (7). С. 46-48.

[7] Древлянский. Белорусские народные поверья // Журнал Министерства народного просвещения. Спб., 1846. Прибавления. Кн. 4. С. 93-94.

[8] Носович И.И. Словарь белорусского наречия. СПб., 1870. С. 156

[9] Кацар М. Паганскае капішча ў Менску ў XIX—XX ст. // Druvis. Almanach Centru etnakasmalogiji "Kryuja". 2005. № 1. С. 129 — 133.

[10] Левкиевская Е. Е. Механизмы создания мифологических фантомов в "Белорусских народных преданиях" П. Древлянского // Рукописи, которых не было: подделки в области славянского фольклора. М., 2002.

[11] Топорков А. Л. О "Белорусских народных преданиях" и их авторе // Рукописи, которых не было. Подделки в области славянского фольклора. М., 2001.

Теперь вопрос к сообществу. Возможно ли, с лингвистической точки зрения, наличие корня - (*gegti) в слове сварожич, а также насколько вероятна реконструкция скварожжец?

Comments

( 22 комментария — Оставить комментарий )
vyatchanin
22 окт, 2012 12:11 (UTC)
А куда в таком случае делся звук -к-? Всё ж свара и сквара это немного разные вещи, и не известно ни одного славянского случая, где бы у сквары, шкварок и проч. выпадало -к-.

И есть ли аналогичные образования с частью -жжец? Христолюбец и идоломолец - это ведь литературные ц.-сл. формы, не исключаю что даже кальки с греческого.
z_bulkin
22 окт, 2012 13:07 (UTC)
В румынском случае -к- как-то выпало и получилось sfarogŭ, švarogŭ. Слово жжец мне известно только из современного сленга в значении "острослов, остряк". Поэтому и обращаюсь к знатокам.
vyatchanin
22 окт, 2012 15:18 (UTC)
Ну, в том-то и дело, что в румынском случае, а не в славянских. С другой стороны, там такое развитие видимо не регулярно, ср. слав. заимствования scovardă, топоним Ruscova. Возможно это sfarogŭ вообще является исключением, тут уж к специалистам надо обращаться.

В любом случае, этот румынский пример думаю свидетельствует не в пользу вашей версии. Поскольку здесь *skvarogъ (-> *svarogъ) -> sfarogŭ. По поводу теонима Сварог-то кстати вы с Зубовым согласны? Что он был восстановлен переводчиком из Сварожича. Просто из поста вроде не очевидно
z_bulkin
23 окт, 2012 14:23 (UTC)
Поначалу с Зубовым я согласился, ведь сведений о культе Сварога (не Сварожича) в источниках нет, а фрагмент Ипатьевской летописи - только перевод. Но теперь, ознакомившись с реконструкциями, существование этого теонима отрицать не хочется. Да, вы меня убедили, что сквара тут не при чем, а существительные типа летописец - греческие кальки в церковнославянском.

Edited at 2012-10-23 14:28 (UTC)
az118
22 окт, 2012 12:50 (UTC)
(с)варог - рарог - варяг - ва-ранг (иран. - сокол-ворон)
z_bulkin
22 окт, 2012 13:11 (UTC)
Версия интересная, но исключает ли она возможность наличия корня -ж-?
az118
22 окт, 2012 16:56 (UTC)
видимо нет
vyatchanin
22 окт, 2012 15:04 (UTC)
Это не "интересная" версия, это какой-то поток сознания
az118
22 окт, 2012 16:54 (UTC)
семантика и фонетика очень близкие.

"Вот что по прочтении этих заметок написала московский лингвист Анна Владимировна Дыбо:
Чешское raroh, словац. ra/roh, пол. rarog, укр. ра/рiг. В чешском словаре сказано, что это самый быстрый из всех соколов.
Выводят как заимствование из др.-иран. va:rэngan [!!!] 'название птицы' – по совр. иранским языкам то сокол, то ворон. По виду действительно похоже на заимствование (как все неодносложные слова, кончающиеся на -ог). В славянских языках употребляется как имя мелкого черта (в чеш., пол., укр.)."
ilija_a
27 окт, 2012 09:07 (UTC)
ок) рарог рарогом, сварог тут каким боком?
az118
27 окт, 2012 09:46 (UTC)
Рарог - Сварог - Сварожичи
1. Рарог, Рарашек, Рариг (чеш. и словацк. Rarog, Raroh, Raroch, Rarašek, укр. Раріг, польск. Raróg) — в славянской мифологии огненный дух, связанный с культом очага.[1]

Согласно чешским поверьям, Рарог может появиться на свет из яйца, которое девять дней и ночей высиживает человек на печи.[2] Рарога представляли в образе птицы (обычно хищной — сравни чеш. raroh — сокол, словацк. járašek, járog, rárožica, хорв. rarov, лит. ràrogas)[3] или дракона с искрящимся телом, пламенеющими волосами и сиянием, вырывающимся изо рта, а также в виде огненного вихря (сравни огненного змея и литовского Айтвараса).

Возможно, образ Рарога генетически связан с древнерусским Сварогом и русским Рахом (Страх-Pax русских заговоров, воплощение огненного ветра — суховея), а также с иранским божеством Веретрагной, одна из инкарнаций которого — сокол. Табуированием и преобразованием того же имени можно объяснить и кашубск. Twarog и тому подобное. По-видимому, образ Рарога как огненного духа (ранее, возможно, и божества) был общеславянским.

2. литературе существуют следующие варианты этимологии теонима Сварог: 1) др.-инд. svar-ga – небесный, солнечная дорога[1]; 2) праслав. сущ. *svara - спор, наказание[2] 3) праслав. сущ. *skvara – огонь, пламя, жертвоприношение, дым, чад[3]; 4) праслав. гл. *vьreti/*variti – варить[4]. 4) праслав. сущ. *varogъ – огненное божество в образе птицы[5].
ilija_a
27 окт, 2012 12:25 (UTC)
Re: Рарог - Сварог - Сварожичи
(1.) отдельно, (2.) отдельно, связь в чем?
az118
27 окт, 2012 12:30 (UTC)
Re: Рарог - Сварог - Сварожичи
в огненной птице с очень близкими по созвучию именами видимо одного иранского происхождения
ilija_a
27 окт, 2012 12:48 (UTC)
Re: Рарог - Сварог - Сварожичи
общее тут
- огонь, но и он бывает разный.
- иранское происхождение, быть может, но стоит уточнить такую возможность

созвучие же само по себе ни о чем не говорит, тут нужно объяснить фонетические изменения и только тогда...
az118
22 окт, 2012 17:00 (UTC)
рарог - дух огня у др.славян.

видимо со времен соседства с сарматами в 2-6 веках
(Удалённый комментарий)
z_bulkin
23 окт, 2012 14:38 (UTC)
А у белорусов XIX в. ритуальный огонь и, возможно, его персонификация назывались жыж (жыжа, Жыжаль). Культ напоминал моление огню-Сварожичу, но название, скорее всего, балтское (лит. ziuze).
(Удалённый комментарий)
z_bulkin
23 окт, 2012 14:17 (UTC)
Re: >>>В литературе существуют
Сварга, сват, свастика - производные от корня -сва- (स्व). Допустим, в теониме Сварог он тоже есть. Как тогда лингвистически объяснить, что не Сварга, а Сваямбху превращается в Сварога? Если переводить второй корень на славянские языки, то получится -род-, но ни форма Сварод, ни форма Свародич в источниках не встречается.
ilija_a
27 окт, 2012 09:12 (UTC)
я бы посоветовал вам посмотреть все возможные формы "сварожича" в древнерусских и латинских текстах. а затем пробовать реконструировать с учетом всех правил. кажется, где-то был "сварожиц", хотя опять же третья гласная "и".
goutsoullac
13 ноя, 2012 07:24 (UTC)
Также интересным образом славянский теоним Сварог (отождествлялся с Гефестом) оказывается в связи не только с санскр. svarga "небо", но и с фракийско-фригийским кругом: рум. sfarogŭ, švarogŭ «сухой, пылающий», греческое surgastoy – родовой падеж единственного числа некоего теонима, идентичного лидийскому теониму Srkastus, с которым можно сравнить фракийское Surgasteus, вифинское Zeus Syrgastes. Считается, что восходит оно от незасвидетельствованного фригийского глагола surgadyo, происходящего от и-е. suergh- «опекать, ухаживать». Но оно также имеет значение «волноваться, беспокоиться, быть больным» , что сближает с пра-нахско-дагестанским swĭrHo “старый”. Сварог, таким образом, это «старый бог», deus otius, «бог удалившийся» , аналог оскопленных Урана или Кроноса (и мог быть заимствован собственно с одного из алароидных языков, к которым принадлежат восточно-северо-кавказские, хурритский, урартский и этивский языки и о значал доминирование в определенное время в Ямно-Катакомбной культуре носителей этого языка и «среднестоговской культуры», по Ю. Шилову, но когда влияние Близкого Востока на индоевропейцев прошло – Кронос-Сварог «удалился»).
Для праславян Сварог — это только отец Солнца-Царя Дажьбога, общее индо-европейское божество.
goutsoullac
13 ноя, 2012 07:30 (UTC)
Вероятней всего, что в образе Перуна русичи и лехиты отождествили балто-германского Перкунаса (Фьоргуна) со Сварожичем, братом Солнца-Дажьбога, сына Сварога ("небесного круга-зодиака", Дива), аналогично тому, как в мессопотамском пантеоне небесный бог Ан имел двоих сыновей — бога грома и бури ЕнЛиля и солнечного Уту (Шамаша).

Название племенного объединения ротарии / ратарии (лат. radarii) происходит от названия города Ретра (лат. Rethra), где находился главный славянский языческий храм "Риедигост (Ридегост, Радогощ)", в котором стоял идол Сварожича (Zuarasica). Через полвека Адам Бременский пишет уже о городе Ретре и боге Радегасте. Исследователи считают, что он ошибся и перепутал название божества, города и племени, причём имя Сварожич выпало. Известно, что Сварожич — широко распространённое у славян имя божества. Также известно о многих славянских личных именах на гост-, а славяне не называли детей в честь божеств. Кроме того, у западных славян встречается множество топонимов на -гост. Всё это говорит о том, что Радогост — это название города или храма, что такого божества не существовало, а появилось оно только из-за ошибки одного из хронистов (вероятно, из-за схожести с германской лексикой: древнеанглийское rudugást, «бурый дух»).

Идол Сварожича в храме «Редигаст» города Ретра следует сопоставить с Арджуной как сыном Ратри и Индры, небесный дворец которого назывался "Сварга". Также интересно сопоставить такие санскритские слова как tivra "сильный, суровый", anta"место", uraga "змея", rsi "мудрец; обученный традиции; благородный" с этнонимами славян "тиверцы", "анты", "враги" (эпические оппоненти славян), "росы/русы".
( 22 комментария — Оставить комментарий )